Цель: демонстрация опыта работы по речевому развитию дошкольников с использованием словесных игр в образовательном процессе ДОУ.
Задачи:
1 Повысить профессиональный уровень педагогов по использованию игр для
развития речи воспитанников.
2 Сформировать мотивацию и познавательную потребность в реализации
представленного опыта по речевому развитию детей.
3 Осуществление индивидуального подхода по отношению к каждому
участнику мастер - класса, обобщение позитивных результатов деятельности
каждого педагога.
Планируемые результаты: участники активно и доброжелательно взаимодействуют друг с другом с интересом участвуют в обсуждении и проведении мастер класса.
Добрый день, уважаемые коллеги!
Я рада вас приветствовать на мастер-классе.
Тема нашей встречи «Проведение игр направленных на развитие речи детей»
Вступительное слово педагога: На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем:
- Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.
- Бедность речи. Недостаточный словарный запас. Употребление нелитературных слов и выражений.
- Несформированность грамматического строя речи
- Нарушение звукопроизношения.
- Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.
- Трудности в построении монолога: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
- Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
- Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
Грамотная речь – важнейшее условие всестороннего развития личности ребенка. В речевой игре от ребенка требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, новых обстоятельствах. Играя, он самостоятельно решает разнообразные мыслительные задачи, описывает предметы, выделяет их характерные признаки, находит сходства и различия, отгадывает по описанию, группирует предметы по различным свойствам. Речевые игры способствуют сенсорному и умственному развитию, развитию зрительного восприятия, образных представлений, усвоению лексико-грамматических категорий родного языка. В соответствии с этим, я подобрала игры, направленные на активизацию речевой деятельности. И хочу сегодня представить их Вам.
В соответствии с ФГОС образовательный процесс должен строиться на адекватных возрасту формах работы с детьми. А что является основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности? (ответы слушателей). - Конечно же - это игра. Т. к у нас с вами профессиональная деятельность связана с детьми в детском саду, а ведущей деятельностью этого возраста является ИГРА, значит, мы с вами сейчас тоже поиграем.
И сейчас я вам предлагаю обыграть и разучить одно из стихотворений вместе со мной. (Нужно отодвинуть немного стулья от стола, сесть поудобнее и повторять за мной движения)
-Едем, едем на машине, (имитация движения рулём)
-Нажимаем на педаль. (ногу согнуть, выпрямить) –
Газ включаем, выключаем (воображаемый рычаг повернуть к себе, от себя)
-Смотрим пристально мы вдаль (ладонь ко лбу)
-Дворники считают капли: -вправо-влево, чистота (руки согнуть в локтях перед собой, ладони раскрыть, направив их от себя, одновременно влево-вправо)
-Волосы ерошит ветер, (поводить над головой раскрытыми ладонями и растопыренными пальцами)
-Мы - шофѐры хоть куда! (большой палец правой руки поднять вверх, остальные сложить в кулак)
Организационный момент. Сегодня мне хотелось бы не просто рассказать, а показать и дать возможность практически опробовать некоторые методические приёмы.
Итак, начнем мы с Вами с мимики, т. к. мимика тесно связана с артикуляцией, поэтому, стимулируя, ребенка изображать на лице различные эмоции, мы способствуем развитию у него не только мимической, но и артикуляционной моторики в частности развитию подвижности мышц губ и щек.
1. Игра «Эмоции». Воспитателям раздаются изображения «лиц» с разными эмоциями. Каждый из них по очереди изображает разное выражение лица, все остальные должны догадаться и назвать эмоцию (радость, грусть, злость, испуг, удивление)
2. Игра «Покупки» Мы пришли в продуктовый магазин и нам нужно купить, только те продукты, в названии которых, есть звуки (с) и (сь) Слова: сыр, соль, селедка, сок, семга, сервелат, семечки, сахар…
3. Игра с предметом «Звуковая эстафета» Передавая друг другу мяч, называть слово, в котором звук (н) – твердый и стоит в середине слова. Слова: ванна, луна, банка, фонтан, сено, бант, кнут, окно.
4. Игра «Любопытный» На любой вопрос нужно отвечать быстро, только словами, начинающими со звука (К) • Как вас зовут? (Карина, Катя, Ксюша, Кира, Клеопатра) • Как называется город, в котором вы родились? (Киров, Калининград, Кстово и т. д.) • Кем вы работаете? (кондитер, кладовщик и т. д.) • Какое у вас хобби? (квиллинг, коллекционер и т. д.) • Ваше любимое блюдо? (каша, котлеты, кекс и т. д.) • Любимый напиток? (кофе, какао, коктейль и т. д.) • Какие вывески на звук (К) вы встречали на улице? (кондитерская, крыши,и т. д.
5.Игра «Опиши свой день» Предположим, что вы сегодня работаете в 2 смены. Опишите свой день, одна команда - только существительными, вторая только глаголами
6. Игра «Смысловые пары» Самолет-пилот, поезд-машинист, курица-яйцо, птица - перышки, зайка морковка, кошка – мышка, ножницы – бумага, художник – краски, цветы ваза, кондитер – пирожные.
7.Игра «Доскажи словечко». Задание: вспомните героев любимых сказок и отгадайте про них загадки.
Коли есть печка, не нужен диван, щукой командует в сказке… (не Иван, а Емеля)
• Дернуть за веревочку –такой для входа код.
Съел бабушку и внучку голодный серый… (не Кот, а Волк)
• В Людоедах знает толк, съест, как мышь, любого… (не Волк, а Кот в сапогах)
• Озорник, хвастун, крепыш, подлетел к окну… (не Малыш, а Карлсон)
• Волка не пускают, Волка братья злят, крепкий дом построен у троих… (не козлят, а поросят)
• Плетью бьет всех, кто шалит, мучит кукол… (не Айболит, а Карабас)
• Стрела у Ивана упала в болото и в лапы попала она… (не бегемота, а Лягушки)
• Лягушка со стрелою – печальная картина. Женой квакушка станет теперь для… (не Буратино, а для Ивана-царевича)
• Из полена Карло вырезал фигурку, существо ожившее он назвал… (не Снегуркой, а Буратино)
• У попа работник родом из крестьян, за щелчки работать нанялся… (не Иван, а Балда).
Я вам сейчас буду задавать вопросы, а вы должны ответить на него полным ответом, начиная со слов «потому что». - И так, начнем.
8.Игра «Почемучки». Почему улетают птицы? • Почему зимой нельзя купаться? • Почему засыхают цветы? • Почему весной тает снег? • Почему летом не носят шубы? • Почему люди берут зонты? • Почему пришел врач? • Почему деревья мокрые? • Почему мяч катится? • Почему ребята не едят яблоки? Данное упражнение направлено на формирование навыков связных речевых высказываний, развитие умения отвечать полным предложением на поставленный вопрос, учитывая установку воспитателя.
9. Игра. Кому из сказочных персонажей принадлежит выражение?
1. «Лети, лети, лепесток!» (Девочке Жене из сказки «Цветик-семицветик»)
2. «Ребята, давайте жить дружно!» (Коту Леопольду)
3. «Я от бабушки ушел...» (Колобку)
4. «Бабушка, бабушка, а почему у тебя такие большие зубы?» (Красной Шапочке)
5. «Я — тучка, тучка, тучка...» (Винни-Пуху)
6. «Ну, заяц, погоди!» (Волку)
7. «Свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи...» (Царице из «Сказки о царе Салтане».)
8. «Чего тебе надобно, старче?» (Золотой рыбке)
9. «Я на солнышке лежу, я на солнышко гляжу...» (Львенку и черепахе.)
10. «Я — умный, красивый, в меру упитанный мужчина в полном расцвете сил!» (Карлсону)
11. «Сяду на пенек, съем пирожок!» (Медведю из сказки «Маша и медведь»)
12. «Если только захочу, и луну я проглочу!» (Крокодилу)
10. Игра. Сказочные предметы
1. На чем летает Баба Яга? (На метле, в ступе)
2. Чем машут волшебники, произнося заклинание? (Волшебной палочкой)
3. Какой предмет дома лежит на полу, а в сказках — летает? (Ковер-самолет)
4. Если она лежит на столе, еда появится сама. (Скатерть-самобранка )
5. Обувь, помогающая передвигаться очень быстро. (Сапоги-скороходы)
6. Она все может сделать невидимым. (Шапка-невидимка )
7. С ее помощью творил чудеса старик Хоттабыч. (Борода)
8. В ней жил джинн, друг Аладдина. (Волшебная лампа)
9. Что нужно сломать, чтобы победить Кощея Бессмертного? (Иголку)
Не маловажную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет художественная литература. Произведения литературы способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка, обогащают словарный запас новыми словами, поэтической лексикой, образными выражениями.
Итог
Уважаемые коллеги, я поделилась с вами тем, как можно использовать игровые приёмы для развития речи детей. Продемонстрированные приемы можно использовать в нашей работе, особенно примечательно и удобно является то, что бесчисленное их множество можно найти не только в литературе, но и бесконечно импровизировать, придумывая разнообразные действия под хорошо знакомые вам стихи, сказки, песенки.
Завершающее упражнение "Благодарю! " предлагаю каждому участнику мастер-класса мысленно положить на левую руку все, то с чем он пришел сегодня, свой багаж настроения, мыслей, знаний, опыта, а на правую руку - то, что получил на этом занятии нового. Затем, все одновременно сильно хлопают в ладоши и говорят БЛАГОДОРЮ!