МБОУ "Жилинская СОШ"
с.Жилино Первомайского района Алтайского края
  • Конспект беседы к проекту на тему "Съедобные и несъедобные ягоды"

    Цель: уточнить знание детей о ягодах: земляника, малина, крыжовник, волчье лыко, вороний глаз (внешний вид, место произрастание, вкус)
     Развить умение детей различать съедобные от ядовитых ягод.
    Уточнить знание о значении ягод в жизнедеятельности животных и человека.
    Воспитать осознание, бережное отношение к ягодам.
    Словарная работа:  назв. ягод: земляника, малина, крыжовник, волчье лыко, вороний глаз.
    Метод. приемы: загадки, рассказ детей, вопросы, игра.
    Пособия: иллюстрации с изображениями ядовитых ягод: волчье лыко и вороний глаз; корзинка с ягодами: земляники, малины, крыжовником (ягоды с веточками)
    Ход: Ребята, если всё правильно. Сегодня на нашем занятии будет интересная тема, на занятии мы будем играть, рассматривать картинки, и конечно же беседовать. А вот о чём мы будем беседовать, вы должны отгадать загадки:
    МИЛЫЕ ПОДРУЖКИ,
    ЛЕТОМ ПОСПЕВАЮТ,
    ВКУСНО ПАХНУТ, СЛАДКИЕ.
    К ЗИМЕ В ВАРЕНЬЕ ПОПАДАЮТ.
    Ребята, о чём эта загадка? (о ягодах)
    Правильно, о ягодах. Значит сегодня, мы с вами будем беседовать о ягодах.
    Вы наверно знаете, что ягоды есть съедобные и ядовитые.
    - Какие съедобные ягоды вы знаете? (Дети перечисляют)
    Верно, вот сейчас, о некоторых из них мы и поговорим с вами. У меня здесь есть корзинка с ягодами. Вы будете отгадывать загадки о ягодах. Если вы ответите правильно, я не только достану её из корзинки, но и дам вам всем её попробовать. Договорились? Тогда слушайте внимательно загадку:
    РАСТЁТ В ТРАВЕ АЛЁНКА,
    В КРАСНОЙ РУБАШОНКЕ.
    КТО НИ ПРОЙДЕТ,
    ВСЯК ПОКЛОН ОТДАЁТ.
    О какой ягоде эта загадка? (о землянике)
    Правильно, о землянике. (Достать из корзинки землянику).
    Посмотрите на неё внимательно.
    -Где растёт земляника? (между кустами, на лесных полянках, вырубах, опушках, а также на травянистых склонах)
    - Кто мне опишет её внешний вид?
    - Какого цвета ягода? (ярко-красного)
    - Какую форму имеет ягода? (яйцевидную)
    Посмотрите внимательно, кто из вас заметил ещё что-то на ягодке? (точечки)
    Молодцы! Вот сейчас, я вас угощу земляникой. (Угостить детей земляникой)
    - Какая она на вкус? (кисло-сладкая)
    Заметьте, что земляника очень душистая.
    - А кто из вас знает, что можно изготовить из земляники? (варенье, повидло, сиропы, соки, желе, мармелад)
    Молодцы!
    Вот видите, как много вкусного и полезного можно сделать из земляники. Но запомните, что собирать нужно только ягоды, не срывая кустиков.
    Молодцы! О землянике вы знаете много. Теперь отгадайте загадку о другой ягоде:
    СЛАДКАЯ И ПРИЯТНАЯ,
    СОЧНАЯ И АРОМАТНАЯ.
    РАСТУ В ЛЕСУ И В САДУ,
    НА КУСТАХ КРАСНОЙ ВИШУ
    А ЗОВУТ МЕНЯ......(малиною)

    Правильно, малиной. (Достать из корзинки малину)
    - Где растёт малина? (В лесу- лесная малина, в саду- садовая)
    - Какого цвета бывает ягода? ( Розовая, светло- красная, красная, тёмно-красная, кремовая. Окраска зависит от сорта)
    Посмотрите внимательно. Заметили, ягода малины состоит из маленьких шариков. Видите? Молодцы!
    - Кто мне теперь, опишит малину?
    А теперь, попробуйте малину на вкус (Угостить детей малиной)
    - Какого она вкуса? (сладкая)
    Правильно, она сладкая. Обладает приятным вкусом, устойчивым, тонким ароматом. Вы почувствовали это? Также, она сочная.
    - А что можно приготовить из малины? (Варенье, джем, соки)
    Молодцы! А ещё малина очень полезна, она лечит болезни, например простуду.
    Молодцы! И с этой ягодой вы тоже справились. Слушайте другую загадку:
    НИКОЗ ДА КОЛЮЧ,
    СЛАДОК ДА ПАХУЧ.
    ЯГОДКУ СОРВЕШЬ-
    ВСЮ РУКУ ОБДЕРЁШЬ.
    Про какую ягодку, эта загадка? (про крыжовник)
    Правильно. (Достать из корзинки крыжовник)
    - Где растёт крыжовник? (в саду)
    - Какого цвета бывает ягода? (зелёной, жёлтой, красной, фиолетовой, и даже почти чёрной окраски с многочисленными оттенками)
    - Кто опишет мне крыжовник?
    Теперь, попробуйте крыжовник на вкус (Угостить детей)
    - Какой он на вкус? (кисло- сладкий)
    - Нравится вам эта ягода?
    - Что можно сделать из крыжовника? (Варенье, компот)
    Молодцы! А сейчас давайте немножко отдохнём, и выполним физминутку.

    ФИЗМИНУТКА.
    Давайте все встанем. Я буду делать упражнения, а вы повторяйте за мной.
    МЫ ШЛИ, ШЛИ,ШЛИ ( ходьба на месте)
    ЗЕМЛЯНИКУ НАШЛИ ( останавливаемся)
    1, И 2, И 3, И 4, И 5 (наклон вперёд, дотрагиваемся до лево    й ноги, до пола, до правой ноги  и. с.)
    НАЧНЁМ ИСКАТЬ ОПЯТЬ.
    Молодцы! Садитесь. Ребята, мы говорили о съедобных ягодах, но есть ещё и ядовитые ягоды.
    - Какие ядовитые ягоды, вы знаете?
    Правильно. Давайте рассмотрим волчье лыко. ( Достать картинку с изображением этого растения )
    - Какого цвета ягоды? ( ярко-красного)
    - Какую форму имеют? ( овальную)
    Правильно. Ягода красная, сочная, овальная костянка величиной с горошину.
    - Где растёт волчье лыко ( в лесу)
    - Почему эти ягоды нельзя собирать?
    Молодцы! Вы правильно отметили, что эти ягоды очень ядовиты. Съев их 10-12  штук, можно опасно заболеть и даже умереть. Запомните это, и помните всегда. Когда вам встречаются незнакомые ягоды и вы о них ничего не знаете, хотите попробовать. НИКОГДА НЕ ПРОБУЙТЕ НЕЗНАКОМЫЕ ЯГОДЫ.
    Давайте ещё рассмотрим ядовитые ягоды. Вот например: ВОРОНИЙ ГЛАЗ (Показать картинку) Давайте рассмотрим её внимательно.
    - Какого цвета ягода? (чёрная, а иногда и тёмно-синяя)
    - Какую форму имеет? (круглую, шаровидная ягода диаметром до 12 мм.)
    - Где находится ягода на растении? (На верху стебля растения)
    - Почему её так называют?
    А я знаю народную легенду об этом растении, с которой и связано название, хотите послушать?
    "Многие годы, в дремучем лесу, в дупле древнего дуба жил ворон, вместе со своим другом- стариком- кудесником. Старый кудесник научил птицу избегать людей и наделил её даром предсказывать будущее. Умер старик, и по сей день горько оплакивает ворон потерю друга. Летает ворон высоко над лесом и днём "предсказывает грядущее" на птичьем языке, а ночью роняет скупые слёзы, вспоминая своего доброго друга. Из этих слёз, каждую весну вырастает "цветок с глазками", который в народе называют ВОРОНИЙ ГЛАЗ"
    Понравилась вам легенда?
    ЗАПОМНИТЕ, что это растение тоже ядовито.
    - Ребята, о каких же ягодах мы с вами беседовали? (О съедобных и ядовитых)
    - О каких съедобных ягодах говорили? (о землянике, малине, крыжовнике)
    - О каких ядовитых ягодах? ( волчье лыко, вороний глаз)
    - Ребята, а какое значение имеют ягоды, в жизнедеятельности животных и людей?
    Они имеют большое значение как в жизни людей, так и в жизни животных.
    Из съедобных ягод, как мы уже знаем делают много вкусных и полезных вещей (варенье, джем, соки и т.д.) Но оказывается, что и ядовитые ягоды полезны. Несмотря на ядовитость, волчье лыко- считается лекарственным растением. Дикие животные и домашний скот никогда его не трогают. Но, птицы поедают плоды волчьего лыка. Также и вороний глаз, полезен в медицине, как отвар и спиртовая настойка от различных заболеваний. Его так же поедают наши пернатые друзья- дрозды, славки, малиновки.
    Но наверно, каждый из вас знает, что малина, это очень ценная ягода. Она очень полезна при простудных заболеваниях, а также при заболеваниях почек, расстройствах желудка. И малину, очень любят медведи.
     Каждая ягода, имеет свою ценность. Нужно помнить и оберегать их.
    - Назовите правила сбора ягод?
    При сборе ягод, стараться не вытаптывать ягоды, а собирать их аккуратно, осторожно не время самому растению.
    -Запомнили это? Молодцы!
    А сейчас, давайте с вами поиграем в интересную игру. Сейчас я посмотрю, как вы запомнили ягоды на вешний вид, сможете ли вы по описанию отгадать ягоду.
    Игра наша называется "Угадай по описанию"
                                
                                       Игра " Угадай по описанию"
    Цель: развивать у детей память, мышление, воображение, умение описывать по памяти.
    Ход: Ребята, идите все сюда. Давайте с вами сделаем круг. Я буду водящим.
    (Взять мяч, и встать в центр круга)
    Сейчас, я вам буду описывать какую-нибудь ягоду, её внешние признаки. Кину кому-нибудь мяч, и тот должен  будет отгадать, про какую ягоду я говорила, и кинуть мяч мне назад. Тот, кто ни отгадает, выбывает из круга. Приготовились, начнём играть. (Затем- водящим становится ребёнок)
    Анализ.
    Молодцы!
    Рефлексия:
    - Понравилось вам занятие?
    - О каких ягодах мы говорили?
    - Почему нельзя есть ядовитые ягоды?
    - Какие ядовитые ягоды вы знаете?
    - Какие съедобные ягоды знаете?
    Молодцы!  На этом, наше занятие закончено.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie