Цель: уточнить знание детей о ягодах: земляника, малина, крыжовник, волчье лыко, вороний глаз (внешний вид, место произрастание, вкус)
Развить умение детей различать съедобные от ядовитых ягод.
Уточнить знание о значении ягод в жизнедеятельности животных и человека.
Воспитать осознание, бережное отношение к ягодам.
Словарная работа: назв. ягод: земляника, малина, крыжовник, волчье лыко, вороний глаз.
Метод. приемы: загадки, рассказ детей, вопросы, игра.
Пособия: иллюстрации с изображениями ядовитых ягод: волчье лыко и вороний глаз; корзинка с ягодами: земляники, малины, крыжовником (ягоды с веточками)
Ход: Ребята, если всё правильно. Сегодня на нашем занятии будет интересная тема, на занятии мы будем играть, рассматривать картинки, и конечно же беседовать. А вот о чём мы будем беседовать, вы должны отгадать загадки:
МИЛЫЕ ПОДРУЖКИ,
ЛЕТОМ ПОСПЕВАЮТ,
ВКУСНО ПАХНУТ, СЛАДКИЕ.
К ЗИМЕ В ВАРЕНЬЕ ПОПАДАЮТ.
Ребята, о чём эта загадка? (о ягодах)
Правильно, о ягодах. Значит сегодня, мы с вами будем беседовать о ягодах.
Вы наверно знаете, что ягоды есть съедобные и ядовитые.
- Какие съедобные ягоды вы знаете? (Дети перечисляют)
Верно, вот сейчас, о некоторых из них мы и поговорим с вами. У меня здесь есть корзинка с ягодами. Вы будете отгадывать загадки о ягодах. Если вы ответите правильно, я не только достану её из корзинки, но и дам вам всем её попробовать. Договорились? Тогда слушайте внимательно загадку:
РАСТЁТ В ТРАВЕ АЛЁНКА,
В КРАСНОЙ РУБАШОНКЕ.
КТО НИ ПРОЙДЕТ,
ВСЯК ПОКЛОН ОТДАЁТ.
О какой ягоде эта загадка? (о землянике)
Правильно, о землянике. (Достать из корзинки землянику).
Посмотрите на неё внимательно.
-Где растёт земляника? (между кустами, на лесных полянках, вырубах, опушках, а также на травянистых склонах)
- Кто мне опишет её внешний вид?
- Какого цвета ягода? (ярко-красного)
- Какую форму имеет ягода? (яйцевидную)
Посмотрите внимательно, кто из вас заметил ещё что-то на ягодке? (точечки)
Молодцы! Вот сейчас, я вас угощу земляникой. (Угостить детей земляникой)
- Какая она на вкус? (кисло-сладкая)
Заметьте, что земляника очень душистая.
- А кто из вас знает, что можно изготовить из земляники? (варенье, повидло, сиропы, соки, желе, мармелад)
Молодцы!
Вот видите, как много вкусного и полезного можно сделать из земляники. Но запомните, что собирать нужно только ягоды, не срывая кустиков.
Молодцы! О землянике вы знаете много. Теперь отгадайте загадку о другой ягоде:
СЛАДКАЯ И ПРИЯТНАЯ,
СОЧНАЯ И АРОМАТНАЯ.
РАСТУ В ЛЕСУ И В САДУ,
НА КУСТАХ КРАСНОЙ ВИШУ
А ЗОВУТ МЕНЯ......(малиною)
Правильно, малиной. (Достать из корзинки малину)
- Где растёт малина? (В лесу- лесная малина, в саду- садовая)
- Какого цвета бывает ягода? ( Розовая, светло- красная, красная, тёмно-красная, кремовая. Окраска зависит от сорта)
Посмотрите внимательно. Заметили, ягода малины состоит из маленьких шариков. Видите? Молодцы!
- Кто мне теперь, опишит малину?
А теперь, попробуйте малину на вкус (Угостить детей малиной)
- Какого она вкуса? (сладкая)
Правильно, она сладкая. Обладает приятным вкусом, устойчивым, тонким ароматом. Вы почувствовали это? Также, она сочная.
- А что можно приготовить из малины? (Варенье, джем, соки)
Молодцы! А ещё малина очень полезна, она лечит болезни, например простуду.
Молодцы! И с этой ягодой вы тоже справились. Слушайте другую загадку:
НИКОЗ ДА КОЛЮЧ,
СЛАДОК ДА ПАХУЧ.
ЯГОДКУ СОРВЕШЬ-
ВСЮ РУКУ ОБДЕРЁШЬ.
Про какую ягодку, эта загадка? (про крыжовник)
Правильно. (Достать из корзинки крыжовник)
- Где растёт крыжовник? (в саду)
- Какого цвета бывает ягода? (зелёной, жёлтой, красной, фиолетовой, и даже почти чёрной окраски с многочисленными оттенками)
- Кто опишет мне крыжовник?
Теперь, попробуйте крыжовник на вкус (Угостить детей)
- Какой он на вкус? (кисло- сладкий)
- Нравится вам эта ягода?
- Что можно сделать из крыжовника? (Варенье, компот)
Молодцы! А сейчас давайте немножко отдохнём, и выполним физминутку.
ФИЗМИНУТКА.
Давайте все встанем. Я буду делать упражнения, а вы повторяйте за мной.
МЫ ШЛИ, ШЛИ,ШЛИ ( ходьба на месте)
ЗЕМЛЯНИКУ НАШЛИ ( останавливаемся)
1, И 2, И 3, И 4, И 5 (наклон вперёд, дотрагиваемся до лево й ноги, до пола, до правой ноги и. с.)
НАЧНЁМ ИСКАТЬ ОПЯТЬ.
Молодцы! Садитесь. Ребята, мы говорили о съедобных ягодах, но есть ещё и ядовитые ягоды.
- Какие ядовитые ягоды, вы знаете?
Правильно. Давайте рассмотрим волчье лыко. ( Достать картинку с изображением этого растения )
- Какого цвета ягоды? ( ярко-красного)
- Какую форму имеют? ( овальную)
Правильно. Ягода красная, сочная, овальная костянка величиной с горошину.
- Где растёт волчье лыко ( в лесу)
- Почему эти ягоды нельзя собирать?
Молодцы! Вы правильно отметили, что эти ягоды очень ядовиты. Съев их 10-12 штук, можно опасно заболеть и даже умереть. Запомните это, и помните всегда. Когда вам встречаются незнакомые ягоды и вы о них ничего не знаете, хотите попробовать. НИКОГДА НЕ ПРОБУЙТЕ НЕЗНАКОМЫЕ ЯГОДЫ.
Давайте ещё рассмотрим ядовитые ягоды. Вот например: ВОРОНИЙ ГЛАЗ (Показать картинку) Давайте рассмотрим её внимательно.
- Какого цвета ягода? (чёрная, а иногда и тёмно-синяя)
- Какую форму имеет? (круглую, шаровидная ягода диаметром до 12 мм.)
- Где находится ягода на растении? (На верху стебля растения)
- Почему её так называют?
А я знаю народную легенду об этом растении, с которой и связано название, хотите послушать?
"Многие годы, в дремучем лесу, в дупле древнего дуба жил ворон, вместе со своим другом- стариком- кудесником. Старый кудесник научил птицу избегать людей и наделил её даром предсказывать будущее. Умер старик, и по сей день горько оплакивает ворон потерю друга. Летает ворон высоко над лесом и днём "предсказывает грядущее" на птичьем языке, а ночью роняет скупые слёзы, вспоминая своего доброго друга. Из этих слёз, каждую весну вырастает "цветок с глазками", который в народе называют ВОРОНИЙ ГЛАЗ"
Понравилась вам легенда?
ЗАПОМНИТЕ, что это растение тоже ядовито.
- Ребята, о каких же ягодах мы с вами беседовали? (О съедобных и ядовитых)
- О каких съедобных ягодах говорили? (о землянике, малине, крыжовнике)
- О каких ядовитых ягодах? ( волчье лыко, вороний глаз)
- Ребята, а какое значение имеют ягоды, в жизнедеятельности животных и людей?
Они имеют большое значение как в жизни людей, так и в жизни животных.
Из съедобных ягод, как мы уже знаем делают много вкусных и полезных вещей (варенье, джем, соки и т.д.) Но оказывается, что и ядовитые ягоды полезны. Несмотря на ядовитость, волчье лыко- считается лекарственным растением. Дикие животные и домашний скот никогда его не трогают. Но, птицы поедают плоды волчьего лыка. Также и вороний глаз, полезен в медицине, как отвар и спиртовая настойка от различных заболеваний. Его так же поедают наши пернатые друзья- дрозды, славки, малиновки.
Но наверно, каждый из вас знает, что малина, это очень ценная ягода. Она очень полезна при простудных заболеваниях, а также при заболеваниях почек, расстройствах желудка. И малину, очень любят медведи.
Каждая ягода, имеет свою ценность. Нужно помнить и оберегать их.
- Назовите правила сбора ягод?
При сборе ягод, стараться не вытаптывать ягоды, а собирать их аккуратно, осторожно не время самому растению.
-Запомнили это? Молодцы!
А сейчас, давайте с вами поиграем в интересную игру. Сейчас я посмотрю, как вы запомнили ягоды на вешний вид, сможете ли вы по описанию отгадать ягоду.
Игра наша называется "Угадай по описанию"
Игра " Угадай по описанию"
Цель: развивать у детей память, мышление, воображение, умение описывать по памяти.
Ход: Ребята, идите все сюда. Давайте с вами сделаем круг. Я буду водящим.
(Взять мяч, и встать в центр круга)
Сейчас, я вам буду описывать какую-нибудь ягоду, её внешние признаки. Кину кому-нибудь мяч, и тот должен будет отгадать, про какую ягоду я говорила, и кинуть мяч мне назад. Тот, кто ни отгадает, выбывает из круга. Приготовились, начнём играть. (Затем- водящим становится ребёнок)
Анализ.
Молодцы!
Рефлексия:
- Понравилось вам занятие?
- О каких ягодах мы говорили?
- Почему нельзя есть ядовитые ягоды?
- Какие ядовитые ягоды вы знаете?
- Какие съедобные ягоды знаете?
Молодцы! На этом, наше занятие закончено.