Цель: научить детей различать грибы (съедобные и несъедобные) по
внешнему виду.
Задачи:
Познавательные – закреплять представления о грибах;
Обучающие – учить детей различать съедобные и несъедобные грибы, отгадывать загадки про грибы, по их характерным признакам.
Развивающие – развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, активный словарь детей.
Воспитательные – воспитывать бережное отношение к природе.
Предварительная работа:
1. Чтение В. Катаева «Грибы», В. Сутеев «Под грибом»
2. Рассматривание альбома с иллюстрациями «Грибы»
Ход занятия
На столе стоит корзинка накрытая салфеткой.
Воспитатель: ребята посмотрит, что это (корзина). Как вы думаете, что может в ней лежать (ягоды, яблоки, грибы). Хотите узнать, что там? (да). Тогда послушайте загадку.
Летом он в лесу растет, сам в корзинку не идет.
Ему нужно поклониться, ножку срезать, не лениться,
Шляпку снимет он тогда, из него вкусна еда.
Что под шляпою растет, сам в корзинку не идет?
Дети: Гриб.
Воспитатель убирает салфетку, показывает детям грибы.
Воспитатель: Дети, как вы думаете, где растут грибы?(предположения детей). Да, действительно грибы растут в лесу, на полянках, на опушках, под деревьями, в траве и даже на старых пнях. У всех грибов есть шляпка и ножка. (показываю силуэт гриба)
– Какие бывают грибы? (съедобные и несъедобные, ядовитые)
– Какие грибы называют съедобными? (те, которые можно кушать: варить, жарить, солить)
– Какие грибы называют несъедобными? (ядовитые, поганки, те которые кушать нельзя)
Давайте посмотрим на картинки и назовем грибы:
1. У пригорка на дорожке гриб стоит на толстой ножке.
От дождя немного влажный, белый гриб – большой и важный.
Этот гриб называется – белый гриб. У него есть ножка и шляпка . Ножка очень толстая и крепкая. Если этот гриб разрезать, то в середине он будет белого цвета. Отсюда и название этого гриба. Белый гриб считают царем грибов - главным в лесу, Потому, он самый большой и ценный (вкусный). Его очень любят грибники. А кто такие грибники? (Люди, которые собирают грибы.). Какого цвета у гриба шляпка? (Шляпка коричневая)
Какого цвета у гриба ножка? (Ножка белая)
2. До чего же хороши в красных шляпках крепыши!
Я их рано поутру под осиной соберу.
Этот гриб называется подосиновик. Растет он под осиной, поэтому так и называется – подосиновик. У него красная шляпка и белая с черными крапинами ножка.
3. Под берёзой впереди – Подберёзовик, гляди,
На высокой стройной ножке…Ножка в крапинках немножко!
Ребята этот гриб похож на подосиновик, у него такая же ножка, а вот шляпка коричневого цвета.
Физкультминутка
Мы идем в осенний лес. Дети идут по кругу
А в лесу полно чудес!
Дождь вчера в лесу прошел – Встряхивают кистями
Это очень хорошо. Хлопают в ладоши
Будем мы грибы искать Приставляют ладонь ко лбу
И в корзинку собирать. Приседают, собирают грибы
Вот сидят маслята Показывают рукой вправо
На пеньке – опята. Показывают рукой влево
Ну, а ты, мухомор, Грозят пальчиком.
Украшай осенний бор.
Воспитатель: Дети, какие грибы вы узнали? (подберезовик, подосиновик, белый гриб). Все эти грибы можно есть, готовить из них разные блюда (жарить, сушить, мариновать, варить грибной суп). Поэтому всех их можно назвать съедобными. Летом в лесу много грибов. Но нужно быть осторожными, кроме съедобных грибов в лесу растут и несъедобные, ядовитые грибы. Давайте с ними тоже познакомимся.
1. Этот гриб в лесу растет не клади его ты в рот!
Он совсем не сладкий крапинки на шляпке
Красный, словно помидор несъедобный мухомор!
Посмотрите, как выглядит мухомор. У него белая ножка, красная шляпка с белыми точками. Он красивый и яркий, но при этом очень опасный, потому что ядовитый. Ни в коем случае его нельзя трогать руками и даже пинать ногами. Мухомор для людей ядовитый, а вот для животных он является лекарством. Они им лечатся, когда болеют.
2. Бледнолицые поганки бродят стаей по полянке.
С ними я играть не буду. Обойду и позабуду.
Почему нужно обходить эти грибы стороной? (Они очень ядовитые, несъедобные, их нельзя трогать.)
Никогда не ешьте незнакомых ягод…
И грибы — поганки в рот тащить не надо:
Голова закружится, заболит живот,
И от отравления доктор не спасёт.
Рефлексия:
Воспитатель: С какими грибами мы с вами познакомились? (Съедобными и несъедобными).
Советы детям
Никогда не собирайте для употребления в пищу незнакомые грибы.
Никогда не берите в рот сырых грибов.
Знакомые грибы внимательно рассмотрите со взрослыми.
Употреблять в пищу съедобные грибы можно только после обработки (сварить или засолить).
Внимательно осмотрите место, где нашли грибы, там могут быть еще грибы.
Старые грибы не срывайте: пусть рассеивают споры, чтобы выросли грибы на бедующий год.
Будьте в лесу заботливыми хозяевами, не вырывайте грибы с корнем, осторожно срежьте ножку гриба.
Несъедобные грибы (мухоморы, поганки и др.) оставьте для обитателей леса. Они ими лечатся.
Ребята, будьте внимательны и осторожны. И помните правила хорошего грибника «НЕ всякому грибу место в лукошке»