Цель:
Формирование умения детей устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями; Расширение знаний детей о листьях, их значении для деревьев;
Совершенствование диалогической речи: умения участвовать в беседе и отвечать на вопросы; развитие внимания, мелкой моторики руки; воспитание любознательности, интереса к природе.
Оборудование и материал:
Лупы, мешочки из белой ткани.
Листья настоящие крупные и мелкие, разной формы.
Предварительная работа:
На прогулке наблюдать за тем, как опадают листья с деревьев, сбор листьев разной формы и окраски, подвижная игра «Листопад», беседы об осени, рассматривание иллюстраций и фотографий с изображением осенней природы, наблюдение за деревьями на прогулке.
ХОД:
Сюрпризный момент
Воспитатель: Ребята, послушайте загадку
Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далекий птицы улетели,
Если небо хмурится, если дождик льется,
Это время года как зовется?
(Дети: осень)
А какие осенние месяцы вы знаете?
Предполагаемые ответы детей (сентябрь, октябрь, ноябрь)
Воспитатель: Октябрь – середина осени. В старину этот месяц называли «листопадником», потому что с деревьев опадают увядшие, пожелтевшие листья.
Осень – одно из самых ярких и красочных времён года, потому что деревья меняют свои зеленые наряды на разноцветные.
- А какие приметы осени вы знаете? (Дети: Птицы улетают в теплые края. Часто идут дожди, пасмурно, холодно. Люди одевают теплую одежду (сапоги, куртки, шапки). С деревьев опадают листья - начался листопад. Осенью в садах и огородах собирают урожай, день стал короче, а ночь-длиннее)
- Молодцы ребята много знаете примет осени. И вот я задумалась, почему эта красота не сохраняется? Почему листья желтеют и опадают? И как они падают?
1. Опыт №1: Строение листа
Воспитатель: Ну что ж, ребята, чтобы ответить на вопросы нам нужно провести опыты.
- А как вы ребята думаете, зачем дереву нужны листья? (Дети: благодаря листьям дерево дышит)
- А вам интересно узнать, как устроен лист?
- Давайте рассмотрим. А для того, чтобы лучше рассмотреть воспользуемся увеличительным прибором — лупой.
Воспитатель: Рассмотрим сначала черешок - это часть, которая соединяет лист с веткой.
Рассмотрите теперь поверхность листа. Видите жилки — тонкие трубочки. Которые идут от черешка по всему листу, через эти жилки листочки питаются влагой.
Край листа называется «кромка». Рассмотрите кромку листа.
Верхушка листа бывает острой или округлой. Рассмотрите и скажите, какая она у вашего листочка.
Какой можно сделать вывод: У листьев есть черешок, который соединяет лист с веткой и жилки через которые листочки питаются влагой.
2. Опыт № 2 «Почему лист зеленый?»
Воспитатель: Ребята, а вы хотите узнать, почему листья бывают сначала зелеными, а потом желтыми, красными или оранжевыми? (Дети: Да)
Об этом мы посмотрим мультфильм.
3. Показ мультфильма ссылка https://yotu.be/sIL3WGjchQw?feature=shared
Сейчас проведем опыт и увидим это вещество.
-Ребята, перед вами лежат белые мешочки. Возьмите зеленый листочек и положите в свой мешочек и прокатите несколько раз по нему деревянной палочкой. Что вы видете? (Дети: На ткани появились зеленые пятна).
- Это зеленое вещество из листочка называется - хлорофилл, оно и окрашивает его в зеленый цвет.
Вывод: Когда наступает осень, становится холоднее и меньше солнечного света. Это зеленое вещество постепенно уменьшается, пока не пропадает совсем. Тогда лист меняет свой цвет становится желтым или …
-какого цвета бывают листья у деревьев осенью? (Дети: Оранжевые, красные, коричневые).
4. Физкульминутка «Мы листики осенние»
Мы листики осенние,
На ветках мы сидели,
Ветер дунул - полетели,
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
Закружились, полетели
И на землю снова сели.
(Плавное покачивание руками над головой)
(Руки в стороны, махательные плавные движения)
(Медленно присесть на корточки)
(Встать, руки в стороны)
(Кружиться)
(Присесть)
5. Графическое упражнение «Как падают листья?»
Воспитатель: На прогулках мы с вами наблюдали, как с деревьев падают листья. Давайте вспомним, какой листик падал медленно и плавно раскачивался? (Кленовый)
А какой быстро падал и красиво кружился? (Березовый, рябиновый)
А почему они по-разному падают? (Потому, что кленовый лист большой, а березовый и рябиновый маленькие)
Вывод: Крупные листья падают медленнее и почти не кружатся. Маленькие листья падают быстрее и больше кружатся.
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам зарисовать падение листьев.
Возьмите карандаши и проведите линии, изображающие путь листьев от дерева до земли. Сами листья можете раскрасить цветными карандашами.
Работа детей
6. Рефлексия
Воспитатель: Ну, что ж, пришло время сообщить нашего исследования.
-Из каких частей состоит лист? (у листьев есть черешок и прожилки)
-Почему листья зелёные? (в листе содержится зеленое вещество - хлорофилл)
-Как листья падают? (Крупные листья падают медленнее и почти не кружатся. Маленькие листья падают быстрее и больше кружатся.)
Вы ребята молодцы, столько много у Вас знаний об осеннем явлении «Листопад».