МБОУ "Жилинская СОШ"
с.Жилино Первомайского района Алтайского края
  • Конспект беседы к проекту на тему «Осенние хлопоты человека»

    Цель: Формирование знаний о труде людей осенью.
    Задачи:
    Дать понятие об осенних приготовлениях человека к зиме.
    Закрепить знания об овощах и фруктах.
    Воспитывать желание помогать взрослым в заготовке овощей и фруктов на зиму.
    Развивать познавательную и творческую активность детей.
    Оборудование:
    Картины о труде людей осенью.
    Иллюстрации овощей, фруктов.
    Наглядный материал к игре «Заготовочки»

    Ход мероприятия:
    Организационный момент, введение в тему:
    Педагог: Здравствуйте, ребята! Послушайте загадку и скажите о каком времени года идёт речь.
    Несет нам урожаи, поля вновь засевает,
    Птиц к югу отправляет, деревья раздевает,
    Но не касаясь елочек и сосен, так кто же это? - ...(Осень)
    Дети: Осень! (хором)
    Педагог: Верно! Кто знает, как хлопочут осенью птицы и звери? (ответы детей) А сегодня мы узнаем, как же мы с вами - люди готовимся к зиме.
    Основная часть.
    Педагог: Ребята, давайте представим, что после лета сразу наступила зима. Что бы было?
    Дети: Животные не успеют подготовится к зиме и погибнут, птицы не успеют улететь на юг, насекомые не успеют спрятаться.
    Педагог: Правильно, ребята, в природе все идет по плану. Жаркое лето сменяется прохладной осенью, постепенно усиливаются морозы, и только тогда наступает зима. Осень – очень важный период года. Осенью все трудятся: и насекомые, и звери, и мы, люди, также много трудимся, чтобы подготовится к суровой зиме. А как же люди готовятся к зиме?
    Ответы детей.
    Педагог: Правильно, прежде всего, это сбор урожая. (Педагог вывешивает картинки с изображением уборки зерновых)
    В жаркие летние дни убирают земледельцы зерно с полей. Осенью предстоит важная и ответственная работа, заложить зерно в хранилища. От того, как просушат зерно, как отремонтируют амбары, как избавятся от вредных грызунов, зависит, сохранится ли зерно на всю зиму.
    Всю зиму люди будут питаться полезными и вкусными крупами: манкой и пшеном, гречкой и перловкой, овсяными и пшеничными хлопьями.
    Нужна мука – покупай в магазине на любой вкус: пшеничная, ржаная, кукурузная. Будут и макароны, и лапша, и хлеб, и булки, и пряники, и пироги, и печенья. Вот сколько вкусного и съедобного!
    А что еще съедобного вы знаете?
    Давайте поиграем в игру «Съедобное – несъедобное»
    Игра с мячом «Съедобное-несъедобное»
    Цель игры: закрепление названий предметов, которые можно употреблять в пищу.
    Педагог бросает ребенку мяч и называет предмет. Если он съедобный – ребенок ловит мяч, если несъедобный – отбрасывает двумя руками.
    После игры дети рассаживаются по местам.
    Педагог : Позаботился человек о зерне, теперь и об овощах пора подумать. (Педагог вывешивает картинку с изображением уборки картофеля с полей)

    Какие овощи собирают на полях?
    Дети: Картофель, морковь, свеклу, капусту, чеснок, лук, горох, фасоль, помидоры, огурцы.
    Педагог: Как же хранят овощи зимой? Картофель складывают в погреба, морковь и свеклу хранят в песке, лук и чеснок сплетают в косы.
    Педагог: А как заготавливают помидоры и огурцы? Капусту?
    Дети: Капусту солят или квасят, огурцы и помидоры закатывают в банки.
    Педагог: Молодцы! А что же делают с фруктами?
    Дети: Варят компоты, варенья, сушат.
    Педагог: Давайте и мы заготовим овощи и фрукты на зиму. В банку с рассолом мы положим овощи, а в банку с сиропом – фрукты.
                                       Игра «Заготовочки»
    Дети, поочередно выходят к столу, берут любую картинку, называют, что это и в какую банку они положат данный фрукт или овощ. Вставляют картинку в прорезь в баночке.
    Например,: - Я взял яблоко, это фрукт, я положу его в банку с сиропом.
    Я взяла огурец. Это овощ, я положу его в банку с рассолом.
    Педагог: Как хорошо мы потрудились! Вот какие заготовочки сделали на зиму!
    Работы еще много. Надо землю к весне приготовить. Земля требует ухода и бережного отношения. Осенью разбрасывают по земле удобрения (навоз, перегной, минеральные вещества) и перекапывают. Окапывают деревья и кустарники, обрезают сухие ветви. (Педагог вывешивает картинку с изображением людей работающих в саду)
    Давайте, и мы с вами подготовим землю к следующему году!
    Динамическая пауза
    Иван, Иван, - Вырывай бурьян,
    (дети наклоняются и обеими руками «вырывают сорняки»,
    отбрасывают их в сторону от себя)
    чтоб росла редиска, чтоб росла морковка, зеленел лучок (имитируют посев семян)
    Не ленись, дружок! (имитируют работу с граблями, лопатой, тяпкой)
    Чтобы была репка сладкая и крепкая,
    Чтоб капусты кочанок рос большой, как чугунок!
    (делают широкий круг, растягивая руки)
    Педагог: Много работы у человека осенью на земле. А дома что надо делать?
    Дети: Окна оклеить, утеплить двери, в деревне - дров наколоть, уголь привезти.
    Педагог: Молодцы!
    - Ребята, звери меняют свою шубку к зиме, а человеку что необходимо?
    Дети: Вещи теплые: шубы, шапки, шарфы, варежки, обувь теплую.
    Педагог: Правильно! Вы подготовили свои вещи теплые?
    Дети: Да!
    Молодцы! Хорошо подготовились к зиме.
    Итог занятия: Наша беседа подошла к концу. Что нового вы узнали? Расскажите, чем сегодня занимались? Что понравилось больше всего?

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie