МБОУ "Жилинская СОШ"
с.Жилино Первомайского района Алтайского края
  • Конспект беседы к проекту на тему «Деревья и кустарники»

    Задачи:
    Задачи: познакомить детей со строением дерева и кустарника, учить называть части растения (ствол, ветви, корень, крона, листья, кора), объяснять их назначение. Дать знания о пользе живой природы для окружающего мира, воспитывать бережное отношение к природе.
    Материалы и оборудование: картинки с изображением деревьев, картинка-схема с изображением частей дерева (ствол, ветви, крона, корень, листья), пазл «Рябина».
    Ход занятия:
    Игра: «Повтори, не ошибись»Дуб- рябина- береза; береза- ель-дуб; клен- рябина- ель; ель-дуб- клен; дуб- клен- ель и др.
    Беседа:
    - Что вы называли? (Деревья)
    - Где растут деревья? (На улице, в лесу, в парке, в сквере)
    -Почему люди сажают деревья? (Они приносят пользу людям)
    -Какие бывают деревья? (Высокие, низкие)
    -Какую пользу приносят деревья (очищают воздух, плодами питаются звери и птицы)
    -Где растут деревья и не живут люди? (в лесу)
    Рассказ воспитателя по картине-схеме:
    - Назовите эти деревья (береза, клен, ель, дуб, рябина).
    Дерево – это многолетнее растение с твердым стволом и отходящими от него ветвями, которые образуют крону.
    - Назовите, из каких частей состоит дерево? (корень; ствол, ветки и листья - крона).(Ответы детей. Дополнение, обобщение.)
    - Какую пользу приносят корни дереву? (Ответы детей. Дополнение, обобщение.)
    Корни прочно закрепляют ствол в земле, снабжают дерево водой и растворимыми в ней минеральными веществами. Без них дерево не могло бы жить. Главный корень уходит в глубокую почву, а боковые ближе к поверхности.
    -Ребята, а что вы знаете о стволе дерева?
    Ствол – это основа дерева. По нему вверх и вниз текут растворы питательных веществ. Ствол растет и в высоту и в ширину.
    - Теперь давайте посмотрим на наши белоствольные, красивые, любимые русские березки.
    Стихотворение А. Прокофьева «Русская березка»
    Люблю березку русскую,
    То светлую, то грустную,
    В белом сарафанчике,
    С платочками в карманчиках,
    С красивыми застежками,
    С зелеными сережками.
    - Как вы думаете, о чем пишет автор стихотворения: «Березка в белом сарафанчике»? (о коре)
    - Да, вы правы, ствол всех деревьев покрывает кора, которая защищает их. Как вы думаете, от чего? (от высыхания, от насекомых). Под корой находится сам ствол, который состоит из темных и светлых полосок – колец. Так узнают, сколько лет дереву – по годичным кольцам.
    -Вы знаете, что ствол, ветки и листья образуют крону деревьев.
    Кроны у деревьев бывают самой разной формы: круглой, овальной, треугольной. У хорошо знакомых нам деревьев нашей полосы: дуба, березы, липы, рябины, ели, сосны, они обычно состоят из крупных ветвей, которые в свою очередь разветвляются на множество мелких веток, покрытых листвой или хвоей.
    - Ребята, во время экскурсии по территории нашего сада, мы с вами рассматривали листья разных деревьев. Вспомните, какой формы бывают листья? Чем отличаются листья березы и ели? (у ели лист в форме иголочки) Какого цвета бывают листья?
    Лист – источник жизни на планете.- Какую пользу приносят листья? – (выделяют кислород, поэтому легко дышать и сохраняется жизнь на планете) Вот какое добро приносят нам листья деревьев.
    Дидактическая игра «Собери дерево»
    У каждого ребенка на подносе по одной картинке с частью дерева (корень, ствол, ветки, листья, плоды (ягоды). Дети составляют на доске дерево.
    Чем это дерево отличается от всех других? (У всех деревьев от корня отходит один ствол, а у этого много стволов). Это рябина (выставляет картинку). Рябина- это кустарник. У кустарника нет главного ствола. От корня отходит много стволов.
    Дидактическая игра «Один- много»
    Один лист- много листьев
    Один ствол- много стволов
    Один плод- много плодов
    Одна ягода- много ягод
    Одна шишка- много шишек
    Одна ветка- много веток
    Как вы думаете, какую еще пользу приносят деревья? (Ответы детей)
    Деревья приносят большую пользу: их свежая зелень украшает города и селения;
    от деревьев зависит существование многих животных, растений и человека;
    они дарят прохладу в жаркие дни; в тени можно укрыться, отдохнуть;
    деревья дают древесину; они служат топливом; из дерева делают мебель, бумагу; плодами деревьев питаются люди, животные, птицы; деревья служат преградой ветрам, предохраняют почву от высыхания и помогают выжить полевым птицам и животным.
    -А, что мы с вами, можем сделать доброго и полезного для деревьев? (не вырубать, не ломать деревья; не разжигать в лесу костры; не бросать в лесу мусор: банки, бутылки, пустые пакеты; поливать плодовые деревья, обкапывать их). Ребята, если мы будем соблюдать эти законы, то нас всегда будут окружать красивые, здоровые деревья.
    ИТОГ ЗАНЯТИЯ.
    Ребята, скажите, чем мы сегодня занимались? Что нового вы узнали?
    Что понравилось больше всего?

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie