«Один — много»
Цель: обучение детей образовывать в речи существительные единственного и множественного числа;
Ход: Месяц — месяцев, дерево — деревьев,
дождь — дождей, фрукт — фруктов,
лужа — луж, овощ — овощей,
урожай — урожаев, листья — листьев,
сад — садов, птица — птиц,
огород — огородов, слякоть — слякоти,
зонт — зонтов, лес — лесов.
Наступил осенний день — наступили осенние дни;
На дереве жёлтый лист — на деревьях жёлтые листья;
Плывёт тёмная туча — плывут тёмные тучи;
Стоит большое дерево — стоят большие деревья;
Идёт холодный дождь — идут холодные дожди;
Дует сильный ветер — дуют сильные ветры;
Висит тёплая куртка — висят тёплые куртки;
Летит птичья стая — летят птичьи стаи.
«Подбери действие»
Цель: упражнять детей в подборе слов-признаков.
Ход: Листья осенью (что делают?) — желтеют, опадают, кружатся…
Звери осенью — готовятся к зиме, меняют шубки…
Деревья осенью — роняют листья, меняют цвет…
Урожай осенью — убирают, вывозят с полей…
Птицы осенью — улетают, готовятся к зиме...
«Опеши словами осень»
Цель: совершенствовать умение детей подбирать прилагательные к существительным. Обогащать речь детей прилагательными.
Ход: Листья осенью какие? (большие, маленькие, осенние, красные, жёлтые, золотые, яркие, зелёные, коричневые, разноцветные, опавшие, сухие, лёгкие, невесомые).
Небо какое? (чистое, голубое, тёплое, серое, низкое, хмурое, облачное, пасмурное).
Ветер какой? (слабый, сильный, порывистый, южный, тёплый, ласковый, северный, злой, холодный).
Солнце поздней осенью какое? (осеннее, холодное, неласковое, грустное).
Дождь осенью какой? (мелкий, холодный, моросящий, сильный, ливневый, затяжной, ледяной).
Осень какая? (ранняя, тёплая, солнечная, золотая, яркая, цветистая, разноцветная, поздняя, глубокая, дождливая, холодная, переменчивая, непостоянная).
«Осень в саду, на огороде»
Цель: развитие внимания, памяти, совершенствование знаний об овощах и фруктах.
Ход игры: взрослый читает,а дети добавляют слова.
- Здесь весною было пусто, летом выросла… (капуста).
- Солнышко светило, чтоб ярче зеленел … (укроп).
- Собираем мы в лукошко очень крупную … (картошку).
- От дождя земля намокла – вылезай, толстушка … (свёкла).
- Из земли – за чуб плутовку тянем сочную … (морковку).
- Помогает деду внук – собирает с грядок … (лук).
- Просит дедушка Федюшку: - собери ещё … (петрушку).
- Вот зелёный толстячок – крупный, гладкий … (кабачок).
- А теперь пойдём мы в сад, там созрел уж … (виноград).
- Очень сочны и красивы выросли на ветках … (сливы).
- Для Серёжи и Марины набираем … (мандарины).
- Для Ванюши и Катюши соберём в корзину … (груши).
- Не забудем для Алёны очень кислые … (лимоны).
- Для начинки в пироги набираем … (яблоки).
«Осеннее дерево»
Цель: образование относительных прилагательных, единственное и множественное число прилагательных.
Ход: Лист ивы – ивовый, листья ивы – ивовые, ветка ивы – ивовая.Лист дуба – дубовый, листья дуба – дубовые, ветка дуба – дубовая. Лист клёна – кленовый, листья клёна – кленовые, ветка клёна – кленовая. Лист липы – липовый, листья липы – липовые, ветка липы – липовая. Иголка (хвоя) ели – еловая, ветка ели – еловая. Лист осины – осиновый, листья осины – осиновые, ветка осины – осиновая. Лист рябины – рябиновый, листья рябины –рябиновые, ветка рябины – рябиновая. Иголки (хвоя) сосны – сосновые, ветка сосны – сосновая. Лист берёзы – берёзовый, листья берёзы – берёзовые, ветка берёзы – берёзовая. Лист осины – осиновый, листья осины – осиновые, ветка осины – осиновая.
«Знатоки осенней природы»
Цель: повторить признаки осени, учить заканчивать предложения, активизировать в речи слова-действия.
Ход: Лето ушло, осень … (пришла).
Осенью дни становятся короче, а ночи … (длиннее).
Погода осенью то хорошая, то … (плохая).
То тёплая, то … (холодная).
То солнечная, то … (пасмурная).
На улице то сухо, то … (сыро).
Тучи в небе плывут то высоко, то … (низко).
Ветер гоняет листья то вверх, то … (вниз).
Настроение осенью то грустное, то … (радостное).
Урожай осенью не бедный, а … (богатый).
Некогда лениться, нужно … (трудиться).
«Вспомни-назови»
Цель: образовывать слова при помощи слияния двух основ.
Ход: Листья падают — листопад, сам ходит — самоход, звонит попусту — пустозвон, звёзды падают - звездопад, разводит сады — садовод, сажает овощи — овощевод...
«Осень в лесу»
Цель: учить связному монологическому высказыванию
Ход: Как называется гриб, который растет под березой? (Подберезовик.)
Как называется гриб, который растет под осиной? (Подосиновик.)
Гриб, который любит расти в еловом или сосновом бору, как называется? (Боровик.)
Как называются грибы с рыжими шляпками? (Рыжики, лисички.)
Как называются грибы, растущие дружными семейками на пеньках? (Опята.)
Как называется гриб с круглой волнистой шляпкой? (Волнушка.)
Как называются грибы с маслянистыми шляпками? (Маслята.)
Какой гриб носит название дикого животного? (Лисичка.) Почему его так назвали?
Название гриба очень похоже на название домашнего животного. Какой это гриб? (Свинушка.) Почему его так называют? (Потому, что он в пятнах, «грязный, как свинушка».)
Какие грибы названы в честь дождя? (Дождевики.)
Эти грибы можно есть? Как они называются? (Съедобные.)
Грибы, которые грибники не любят, поганые грибы как называются? (Поганки.)
Какие еще грибы не любят встречать грибники? Эти грибы можно есть? Как они называются? (Несъедобные.)