"Фруктовая лаборатория"
Цели:
Закреплять знание детей о здоровом образе жизни.
Закреплять знания о свойствах воздуха.
Развивать логическое мышление.
Вызывать интерес к экспериментированию.
Оборудование: емкости для воды, фрукты, иллюстрации с продуктами, фруктами.
Опыт 1: Попробуй, утопи.
Как вы думаете, умеет ли апельсин плавать?( предложения детей) Возьмём апельсин и опустим его в воду. Он будет плавать. И даже если постараться, утопить его не удастся. А теперь давайте попробуем опустить в воду очищенный апельсин, который лежит на тарелочке. Ну, что? Глазам своим не верите? Апельсин утонул. Как же так? Два одинаковых апельсина, но один утонул, а второй плавает? Что мы можем предложить? (ответы детей)
Как проверить, действительно ли кожура не дает апельсину утонуть?(ответы детей)
Опыт 2: Тонет ли апельсиновая кожура.
Давайте положим кожуру в воду.
"В апельсиновой кожуре есть много пузырьков воздуха. Они выталкивают апельсин на поверхность воды. Без кожуры апельсин тонет, потому что тяжелее воды, которую вытесняет." Значит можно утверждать, воздух легче воды. Какие еще фрукты не утонут? (предложения детей) Вывод: Итак, мы можем сделать вывод, что в кожуре апельсина находиться воздух и поэтому он не тонет. Воздух легче воды.
Где человек применяет то, что воздух легче воды?(ответы детей) (надувные лодки, круги)
Опыт 3: Подводная лодка.
На столе у нас стоят стаканы и газированная вода. Нужно налить воду в стакан, и опустить туда виноградинку. Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на нее тут же начнут садиться пузырьки газа. Что стало происходить с виноградинкой?(ответы детей) На поверхности пузырьки лопнут, и газ улетит. Отяжелевшая виноградинка опустится на дно. Здесь она покроется пузырьками и опять всплывет вверх. Так будет продолжаться несколько раз, пока вода не «выдохнется»
Вывод: Давайте сделаем с вами вывод. Воздух легче воды, и поэтому он может выталкивать предметы на поверхность.
Опыт4: "Волшебный лимон"
На столе у нас стоит чай и лимон. Давайте мы с вами поэкспериментируем с лимоном. Я вам сейчас налью чай в стаканы, а вы добавьте туда дольку лимона. Посмотрите, что произошло с чаем?(ответы детей)
Вывод: Лимон очень кислый, и поэтому лимонная кислота меняет цвет чая.
«Осенний лист»
Цель: Формирование представлений об осенних изменениях в природе.
Задачи:
1. Развивать умение выявлять причинно – следственные связи.
2. Способствовать приобретению навыков исследования строения листа и делать вывод о наличии зеленого вещества в листьях.
3. Показать детям зависимость полета падающего листа от его величины и формы.
4. Воспитывать желание участвовать в экспериментальной деятельности и высказывать собственное суждение.
Опыт «Строение листьев»
Цель: визуально отметить строение листа, выделить особенности.
Оборудование: зеленый листок, лупа.
Содержание.Сначала рассмотрим черешок - это часть, которая соединяет лист с веткой. Рассмотрим теперь верхнюю поверхность листа. Видите, жилки - тонкие трубочки, которые идут от черешка по всему листу, через эти жилки листочки питаются влагой. Верхняя часть листа поглощает солнечный свет и потому всегда темнее, чем нижняя сторона листа. Край листа называется «кромка». Давайте рассмотрим кромку листа, верхушка листа бывает острой или округлой. Какая кромка у вашего листа? (рассуждения детей).
Вывод: У листьев есть черешок, который соединяет лист с веткой и жилки, через которые листочки питаются влагой.
Опыт «Почему лист зеленый?»
Цель: познакомить с зеленым "красителем" в листьях хлорофиллом.
Оборудование: зеленый листок, белая ткань, кубик.
Содержание. Взять листочек и вложить его внутрь согнутого пополам
кусочка белой ткани. Теперь деревянным кубиком сильно постучать по
листочку сквозь ткань. Что обнаружилось в ходе опыта? На ткани
появились зеленые пятна. Это зеленое вещество из листочка и
окрашивает его в зеленый цвет.
Вывод. Когда наступает осень и становится холоднее и меньше
солнечного цвета. Это зеленое вещество постепенно уменьшается, пока
не пропадает совсем. Тогда листья становятся желтыми, оранжевыми,
красными.
Опыт «Как листья опадают»
Цель: показать детям зависимость полета падающего листа от его величины и формы.
Оборудование: листья разных размеров.
Содержание. На прогулках вы замечали, что листья падают с деревьев по-разному. Давайте проведем эксперимент, для того, чтобы выяснить, какие листья падают быстро, а какие медленно, и какой листик красивее всех кружиться. Для этого возьмите в руку лист и встаньте. Поднимите руку с листиком вверх и выпустите листик из пальцев. Пока лист летит, внимательно следите за его полетом и запоминайте: быстро или медленно он падал, летел прямо вниз или кружился? Ребята, что можно сказать об этом эксперименте?
Вывод: Крупные листья падают медленнее и почти не кружатся, а маленькие листья падают быстрее и больше кружатся.