1.«Собери урожай!»
Цель: расширять представления детей о классификации растений: фрукты, овощи, ягод.
Ход: Разложить карточки с изображением овощей, фруктов и ягод по корзинам.
Дети по очереди берут со стола карточки, перевернутые картинкой вниз,
внимательно рассматривают карточки, называют изображенный на картинке предмет
и кладут карточку в соответствующие корзины.
Усложнение игры:
Взрослый задаё т вопросы детям:
- Где растут фрукты? Ягоды? Овощи?
- Одна слива в корзине, а как сказать, если их много (чего) – слив;
- Одна груша, а много (чего)- груш и т. д.
2. «Вершки и корешки»
Цель: Закреплять знания о том, что в овощах есть съедобные корни - корешки и плоды - вершки, у некоторых овощей съедобны и вершки и корешки; упражнять в составлении целого растения из его частей.
Материалы: картинки овощей вершки и корешки.
Ход: На столе картинки овощей. Рассмотреть картинки, обратить внимание на вершки. Раздать детям картинки, отдельно с корешками и отдельно с вершками. Дети делятся на две команды (вершки и корешки). Дети показывают овощи по одному и говорят: «Корешок, корешок, где твой вершок?» У кого есть такой вершок, должен ответить: «Вершок репки у меня» или «Вершок морковки у меня». Если ребенок называет неправильно, воспитатель, показывая репку с ботвой, говорит: «Вершок, вершок, я не твой корешок».
(картофель, лук, морковь, петрушка, редис, редька, репка, свекла, хрен, чеснок)
3. «Опиши, а мы отгадаем»
Цель: закреплять знания детей о фруктах и овощах, развивать образное мышление, память, учить устанавливать логические связи, умение слушать и анализировать речь воспитателя.
Материалы: муляжи фруктов, овощей или их картинки.
Ход: Детям четко и внятно описывают тот или иной фрукт или овощ, называя его характерные признаки, особенности использования и др. Дети,анализируя полученные сведения, пытаются догадаться, о каком объекте идетречь, называют его. За правильный ответ ребенок получает какое-либо поощрение(карточку, фишку и т.п.). Воспитатель показывает угаданный фрукт или овощ иеще раз проговаривает его особенности и свойства.
4. «Что нужно для сада и огорода»
Цель: учить детей группировать овощи и фрукты, воспитывать быстроту реакции на слово воспитателя, выдержку, дисциплинированность.
Игровое правило. Собирать овощи и фрукты только в соответствии с пометкой – значком на корзине (на одной приклеена картинка «яблоко», на другой – «огурец»). Выигрывает та команда, которая быстрее соберет все предметы в корзину и при этом не ошибется. Игровые действия. Поиск предметов, соревнование команд.
Ход . Обращаясь к детям, воспитатель напоминает о том, что они уже знают многие овощи и фрукты. «А сейчас будем соревноваться – чья бригада скорее соберет урожай. Вот в эту корзинку (указывает на картинку «яблоко» или модель «Сад») надо собрать фрукты, а в эту (где нарисован «огурец» - модель «Огород») овощи. Кто считает, что они собрали всё, поднимает вот так корзинку. Все мы потом проверим, не забыли ли они что-нибудь в саду или на огороде».Овощи и фрукты воспитатель вместе с детьми раскладывает на полу (или на участке) .Выбираются две бригады: овощеводов и садоводов (по два-три человека). По сигналу воспитателя (хлопок) дети собирают овощи и фрукты в соответствующие корзинки.
Цель: Обогащать речь детей существительными, обозначающими названия грибов и ягод.
Назовите грибы, название которых начинается с приставки «под-»? (подберёзовик, подосиновик).
«Назови по первому звуку, слогу название … (гриба, ягоды, дерево и т.д)
Цель: развитие памяти и фонематического слуха.
Ход: назвать гриб или ягоду, названия которых начинается со звука:
(Б) — боровик, брусника
(М) — моховик, морошка
(С) — сыроежка
(З) — земляника
(По) — подосиновик, подберёзовик
6. «Собери дерево»
Цель: формирование способности составлять целое из частей.
Уточнить представления детей о частях дерева, их функциях.
Ход: Один экземпляр картинок целый, а второй разрезанный на четыре части. Дети рассматривают целые картинки, затем они должны из разрезанных частей сложить изображение дерева, по образцу. После того , как деревья собраны, проводиться беседа с наводящими вопросами.
Как называется дерево? Из каких частей оно состоит? Для чего нужен корень?
7. «Съедобное и несъедобное»
Цель: закреплять знания о съедобных и несъедобных продуктах.
Ход: Ведущий бросает мяч поочередно каждому игроку, при этом произносит слово. Слова для игры относятся либо к пищевым продуктам, например, молоко, персик, котлета, огурец, каша, либо к несъедобным предметам, например, автомобиль, стол, ведро, озеро, банка, колесо. Если названое слово – пища или напиток, игрок ловит мяч. Если нет, отбивает его.
8. «Детки и ветки»
Цель: Закреплять знания о деревьях и их плодах. :
Ход: Предложить детям назвать деревья и разложить плоды к деревьям соответствующего внешнего вида и назвать его (Береза, дуб, клен)
Назвать лист березы – березовый лист;
Лист клена- кленовый;
Лист дуба –дубовый и т.д.