Цель: продолжать знакомить с изменениями в жизни диких животных весной.
Задачи:
1. Уточнять и расширять представление детей о весенних изменениях в природе, о том, как в лесу оживает жизнь в весеннее время : трогаются в рост деревья, просыпаются животные (медведь, еж, которые зимой спали; все устраивают свои норы, выводят потомство; весна для всех создает хорошие условия (много света, тепла, пищи).
2. Обогащать и систематизировать представление детей об изменениях, происходящих в жизни диких животных в весенний период, их поведении, повадках.
3. Воспитывать любовь к животному миру. Воспитывать умение слушать ответы сверстников и дополнять их.
Материал и оборудование: презентация «Весна в жизни диких зверей»
Ход: -Ребята, сегодня к нам пришли гости, давайте нашим гостям и друг другу пожелаем доброго утра.
Станем рядышком по кругу, скажем - «Здравствуйте» друг другу.
Если каждый улыбнётся -утро доброе начнётся.
Доброе утро. Присаживайтесь. Послушайте стихотворение.
Отшумела злая вьюга,
Стала ночь короче дня
Теплый ветер дует с юга,
Капли падают, звеня,
Солнце, землю согревая,
Гонит с нашей речки лед.
Тает баба снеговая
И ручьями слезы льет.
О каком времени года говорится в этом стихотворении? (Весна) Слайд 2
как мы узнали, что пришла весна? Назовите признаки весны? Растаял снег, солнце светит ярче, прилетели грачи и т. д. Слайд 3
Всё правильно. Давайте вспомним, какое время года было перед весной? Будет после? Каждое время года состоит из трёх месяцев. Давайте вспомним названия весенних месяцев. (ответ) Какой сейчас месяц? (апрель)
Весной не только изменяется погода, природа, но и происходят перемены в жизни диких зверей и сейчас мы с вами узнаем, что же изменилось у них.
Слайд 4 Нам надо попасть в весенний лес, закрываем глаза и представляем, как всё меняется в природе: как тает снег, солнышко греет, нам становится тепло, поворачиваемся вокруг себя. Вот мы и очутились в весеннем лесу.
А каких животных мы с вами встретим, попробуем отгадать с помощью загадок, Послушайте первую загадку и отгадайте, о каком диком животном пойдёт речь.
1. Что за зверь лесой встал, как столбик под сосной
И стоит среди травы –Уши больше головы? (Заяц.) Слайд 5
-Ребята, какие изменения весной происходят в жизни зайца? (меняется окраска).
-А как вы думает, почему зайцы меняют цвет шубки весной? (ответы детей)
-Весной, как только появляются проталины, у зайчих уже рождаются, сразу 2-3, а то и 4 зайчонка. Мать-зайчиха мало заботится о своих детях: даст пососать молока, да и убежит… Но у зайцев на этот счет свой порядок заведен. У них каждая мать всем детям кормилица, какая бы зайчиха мимо зайчат не пробежала, обязательно накормит малышей своим молоком.
- Ребята, а чем питаются зайцы весной? (молодыми травами, ветками, корой деревьев).
-У зайцев много врагов, как вы думаете, кто они? (волк, лиса и т. д.)
-Верно, на них нападают лисы, волки, орлы, филины, ястребы. Взрослые зайцы от преследования спасаются бегством; бегают зайцы быстро, большими прыжками, потому что задние лапы у них длинные, передние короче, и от волка, и от лисы могут убежать зайцы. Что вы можете сказать об ушах зайца?
- У зайцев длинные уши, они хорошо слышат, заяц всегда настороже, всегда готов бежать от опасности. Днем зайцы прячутся где-нибудь под кустом, в небольшой ямке около пенька, а как начнет темнеть, они выходят кормиться.
-Слушаем дальше? (Да!)
2. Зверька узнаем мы с тобой по двум таким приметам:
Он в шубке серенькой зимой, а в рыжей шубке – летом? (Белка) Слайд 7
- Что можете рассказать про белку? (Шерсть у белки зимой серебристо-серая, а весной цвет меняется, она становится рыжей, хвост у нее пушистый, уши торчком, с кисточкой на концах).
- Где обустраивает свой дом белка? (в дуплах деревьев)
- Что помогает белке быстро взбираться по стволам деревьев? (острые когти).
- У белки длинные острые когти, с их помощью она легко взбирается высоко на деревья. А чем питаются белки? (зерна, почки растений, насекомых, муравьиные яйца, ягоды, грибы, орехи, желуди).
- Белка – резвый и непоседливый зверек, весной у белки появляются бельчата, она очень заботливая мать. Как вы думаете, кого боятся белки в лесу? (куницу).
-Встаньте, ребята, давайте немножко поиграем.
Дидактическая игра «Кто где живёт?» (с мячом)
Белка живёт ...в дупле
Медведь живёт ...в берлоге
Лиса живёт …в норе
Волк живёт ...в логове
Заяц живёт ...под кустом
Бобр живёт ...в хатке под водой
Лось живёт ...в зарослях сосен
Ёж живёт …в норе.
3. На овчарку он похож: что ни зуб – то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть, на овцу готов напасть! (Волк) Слайд 9
- Где живет волк в лесу? (логово)
- Логово волки устраивают под вывернутыми корнями деревьев, кустарниками, на склонах оврагов. В поисках добычи обходят большие расстояния. Об этом говорит народная пословица: Волка ноги кормят. Волк очень похож на крупную серую собаку, но голова у него гораздо больше, лоб шире, шея толстая, хвост опущен, малоподвижен. Его уши всегда стоят торчком, у волка острый слух. Глаза волка сверкают желтоватым блеском, он хорошо видит даже в сумерках. Весной у волчицы рождаются детеныши, как их называют? (волчата)
- Чтобы накормить детенышей, волк совершает набеги на стада овец, этого мяса достаточно чтобы насытить 6-8 волчат. Волк может ничего не есть 5-7 суток, от этого он становится еще более дерзким, злым. Мать-волчица кормит малышей, играет с ними, заботится о них.
4. Сердитый недотрога живет в глуши лесной,
Иголок очень много, а нитки ни одной. Кто это? (Ёж) Слайд 11
- Как проводят зиму ежи? (спят)
- Где в лесу живут ежи? (в кустах, траве, норе)
- Что отличает ежа от других лесных жителей? (иголки)
- Для чего ежу иголки? (служат ему защитой и для нападения)
- Чем питаются ежи? (насекомые, улитки, мыши, лягушки, жук, даже ядовитые змеи, гадюки)
- Весной у ежей появляются детеныши, как их называют? (ежата).
Они рождаются с закрытыми глазами и ушами, иголок на ежатах сначала нет вовсе, они появляются через час-полтора после рождения, белые, мягкие. Мама-ежиха очень любит своих детей, кормит их молоком, но почувствовав опасность, перетаскивает их в другое, более спокойное место. Малыши быстро подрастают, когда откроют глазки и ушки, а иголки потемнеют и станут твердыми, ежата выходя из норы, бегают следом за мамой-ежихой. Родители учат ежат искать пропитание, ловить жуков, моллюсков, мышей. Днем ежи спят, а ночью выходя на охоту, воюют с крысами, мышами, ядовитыми змеями. Ежик очень забавный зверек, толстенький, кругленький, вся спинка и бока покрыты не шерстью, а острыми колючками. При опасности еж свертывается, прячет мордочку и лапки. В воде ёж плавает, вытягивая вперед мордочку. Ежи в неволе быстро привыкают к людям, к их зову, ловят в доме мышей, едят молоко, сыр, хлеб, сырое мясо, овощи и плоды. А если дома ежа приласкать, он скоро и сворачиваться перестанет, а иголки его в одну сторону лягут – хоть гладь, как котенка.
-Встаньте, ребята немножко разомнёмся.
Физминутка «Звериная зарядка» Слайд 13
Раз - присядка, два - прыжок. (Присесть, подпрыгнуть)
Это заячья зарядка. (Руки к голове)
А лисята, как проснуться, (Потереть кулачками глаза)
Любят долго потянуться, (Потянуться руками вверх)
Обязательно зевнуть, (Открыть рот, прикрыть его ладошкой)
Ну и хвостиком вильнуть. (Движения бедрами в стороны)
А волчата спинку выгнут (Прогнуться в спине вперед)
И легонечко подпрыгнут. (Подпрыгнуть на месте)
Ну а мишка косолапый, (Руки согнуты в локтях перед собой,
Широко расставив лапы (Ноги на ширине плеч, переступать с ноги на ногу)
То одну, то обе вместе, (Раскачивать туловище в стороны)
Долго топчется на месте.
А кому зарядки мало - (Хлопать в ладоши, подняв руки над головой)
Начинает все сначала!
5. Часто к озеру напиться ходит рыжая… (лисица) Слайд 14
- Верно, ребята. Что вы знаете о лисе? (дикое животное, живёт в лесу)
- Чем питаются лисы? (змеями, яйцами лесных птиц, фруктами, ягодами, грызунами)
Лисицы роют глубокие норы с несколькими запасными ходами, скрытыми ходами. В марте лисица прилежно ищет нору для своего будущего потомства.
Слайд 15 Когда апрельское солнце обогревает землю и покажется молодая зелень, у лисицы родятся 5-8 слепых, но крепких лисят. Лисица-мать внимательно следит, не угрожает ли кто-нибудь ее детенышам. Она заботится о них и оберегает их, предупреждая об опасности коротким лаем. Она хорошо видит днем и ночью, лисята растут быстро. А как вы думаете, почему у лисы кончик хвоста белый? (ответы детей). Верно, когда лиса выходит на охоту в сумерках, ее белый кончик хвоста заметен ее малышам, они бегут за мамой, не теряясь. К концу осени лисята покидают родное логово. Они начинают самостоятельную жизнь.
6. Он в берлоге спит зимой под большущею сосной.
А когда придет весна, просыпается от сна. (Медведь) Слайд 16
- Что делают медведи зимой? (спят)
- А как медведи узнают что пришла весна и пора просыпаться?
Без забот и без тревоги спал медведь в своей берлоге.
Спал всю зиму до весны и, наверно, видел сны.
Вдруг проснулся косолапый, слышит: каплет — вот беда!
В темноте пошарил лапой и вскочил — кругом вода.
Заспешил медведь наружу: вылез он и видит лужи,
Заливает — не до сна! Тает снег. Пришла весна!
Зимой в берлоге у медведицы появляются 2-3 беспомощных медвежонка. К весне они подрастают и становятся ростом с небольшую собаку, кроме молока медвежата едят зелень, ягоды, насекомых. С ними медведица ходит все лето. Неуклюжая на вид медведица, очень подвижная, хорошо плавает, в случае опасности бегает быстро, галопом. Взрослый медведь – это всеядный зверь. Чем питается медведь? (лягушками, ящерицами, раскапывают муравейники, любят полакомиться медом диких пчел). Медведь также является заядлым рыболовом, он может часами ловить рыбу.
У всех животных весной появляются маленькие малыши. Их сразу появляется много, кроме медведицы, лося 1 или 2. мамы звери их кормят своим молоком, обогревают своим теплом, ухаживают.
Дидактическая игра «Кто у кого»
У белки...бельчонок, бельчата
У медведя ...медвежонок, медвежата
У лисы …лисёнок, лисята
У волка ...волчонок, волчата
У зайца ...зайчонок, зайчата
У бобра ...бобрёнок, бобрята
У лося ...лосёнок, лосята
У ежа…ежонок, ежата
А сейчас нам пора возвращаться в детский сад, давайте снова закроем глаза, покружились вокруг себя. Вот мы и вернулись обратно в детский сад.
Вот сколько интересного узнали о жизни диких животных. На память о нашем путешествии в весенний лес, давайте сделаем картинку леса.
Дети подходят к мольберту и рассматривают нарисованный фон леса.
-Что вы видите? (лес) Кого же не хватает на картинке? (Лесных зверей) Давайте их поселим в этот лес. У меня есть шаблоны животных, вы сейчас возьмёте себе по одному и обведёте их, вырежете, нанесёте клей и разместите их на нашей картинке.
Дети выполняю коллективную аппликацию «Звери в лесу»
Какие вы молодцы! Теперь мы действительно видим здесь настоящий лес, с его лесными жителями. Эта картинка будет напоминать нам о нашей весенней прогулке.
Рефлексия:
Вам понравилось наше путешествие в лес?
Что вам больше всего запомнилось? (ответы детей)
Что нового узнали?