Цель: развивать творческие способности детей через их собственную художественную деятельность
Задачи: расширять и уточнять представления детей о времени года; закреплять знания о приметах весны; расширять представление о празднике и его символике; закреплять умение передавать в рисунке события окружающей действительности; продолжать учить рисовать фигуру человека; развивать творческие способности, умение передавать в рисунке своё настроение.
Материалы: белые листы А4, цветные карандаши, иллюстрации на тему «Масленица», кукла – Масленица.
Предварительная работа: беседы на тему «Масленица», «Символы Масленицы», просмотр презентаций «Масленица. Блинный праздник», «Символы Масленицы», чтение стихотворений, сказок, закличек о масленице.
Ход занятия.
Воспитатель: Отшумели все метели, и морозы не трещат,
С крыш закапали капели, и сосульки в ряд висят.
Веселее и теплее стали мартовские дни,
И под снегом на дорожках уж проталины видны.
— Ребята, Какое время года описывается в стихотворении? А как же мы узнаём о приходе весны? (Дети: начинает таять снег, по дорожкам бегут ручейки, с крыш радостно звенит капель, солнышко светит ярче, греет жарче, появляются проталины, первые подснежники.)
Зима подходит к концу. Люди с нетерпением ждут ласковую весну и провожают зиму веселым и шумным праздником. Ребята, а какой праздник мы отмечаем, когда заканчивается зима? (Дети: масленицу)
Правильно, ребята. Люди ждут Масленицу. Наступает масленая праздничная неделя, когда люди провожают зиму и зовут весну. А скажите, ребята, как отмечают масленицу?
Назовите, пожалуйста, главные символы масленицы (Ответы детей).
После ответов детей показываю иллюстрации символов масленицы и поясняю рассказом.
— Блины — это главный символ Масленицы. Блин похож на солнышко, которое ждут после долгой зимы. Поэтому блинов пекли много и разных. Толстые, тонкие, с начинкой и без, с большим количеством масла. У каждой хозяйки были свои рецепты приготовления блинов. Всё это делалось для приглашения, «умасливания» солнца, отсюда произошло и название – «Масленица».
— Еще один символ масленицы — чучело из соломы. Персонаж, воплощающий уходящую зиму. Чучело встречали с торжественными песнями в самом начале праздника и провожали в конце. Для проводов мастерили чучело из соломы, обряженное в женскую одежду, иногда с блином, или сковородой в руках. Чучело носили по улице с песнями и хороводами. А в конце праздника провожая зиму, сжигали чучело на костре, который разводили на возвышенности. Пелись разные заклички. с некоторыми из них мы с вами знакомились.
Какие проводились развлечения на масленичной неделе? (катались на санях, запряженных тройкой лошадей; играли в игру «Взятие снежного городка»; проводили кулачный бой; ходили в гости друг к другу, пекли блины, водили хороводы, пели песни и заклички, и т. д.)
Ребята, а что если мы нарисуем Масленицу, чтобы зима побыстрее ушла, и пришла весна со звонкой капелью, птичьими песнями, радостным настроением. Вы согласны? (ответы детей) Тогда проходите за столы.
Дети садятся за столы.
Воспитатель: Ребята, прежде чем начать рисовать, давайте вспомним, какая она – Масленица. (Дети: Масленица большая. Она румяная и веселая в ярком сарафане. На голове у нее платок.)
Руки у Масленицы раскинуты, распростерты в стороны, потому что она зовет Весну.
Ну, что ж, детвора, рисовать пришла пора.
Детвора, скорей за дело – рисуй Масленицу смело.
Дети самостоятельно рисуют Масленицу.
Воспитатель следит за качеством рисования, при необходимости оказывает индивидуальную помощь детям.
По окончании работы все рисунки вывешиваются на доску.
Воспитатель: Вот наша госпожа Масленица и готова! Послушайте, что люди на Руси ей говорили: «Душа ль ты моя, госпожа Масленица, сахарные уста твои, сладкая твоя речь! Приезжай ко мне в гости на широкий двор, на горках покататься, в блинах поваляться, душой потешиться, умом повеселиться, речью насладиться!»