МБОУ "Жилинская СОШ"
с.Жилино Первомайского района Алтайского края
  • Мастер класс для воспитателей по теме «Дидактическая игра как средство умственного развития дошкольников»

    Цель: активизировать использование дидактических игр в деятельности воспитателей и педагогов.

    Задачи: ознакомить педагогов с методикой использования дидактических игр;
    представить для ознакомления копилку дидактических игр;
    развивать умение педагогов использовать различный материал для изготовления дидактических игр.

    Раздаточный материал: дид.игры «Крестики-нолики» «Кубики Никитина», «Счётные палочки», «Сложи картинку», «Найди различия»

    Материал для создания игр: цветная бумага основных цветов, ножницы, карандаш, трафареты геометрических фигур.

    Ход: Дорогие коллеги. Рада приветствовать вас на нашей встрече. Тема нашего мастер-класса  «Дидактическая игра как средство умственного развития дошкольников». Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игровая деятельность. Дидактическая игра представляет собой многословное, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной деятельностью, и средством всестороннего восприятия ребёнка.

    Что же такое дидактическая игра? Дидактическая игра – это разновидность игр с правилами, специально созданными взрослыми в целях обучения и воспитания детей.
    По характеру используемого материала дидактическая игра условно делятся на:
    -Игры с предметами в играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различия предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов, величиной, качеством, цветом.

    -Игры с природным материалом закрепляют детей знания об окружающей природной среде, формируются мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация).

    -Настольно-печатные игры разнообразны по видам: парные картинки, различные виды лото, домино; по содержанию, обучающим задачам, оформлению. При их использовании решаются различные развивающие задачи. Они помогают уточнять и расширять представления детей об окружающем мире, систематизировать знания, развивать мыслительные процессы.

    -Словесные игры  построены на словах и действиях играющих, дети самостоятельно решают мыслительные задачи:  описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам.

    Все эти игры разные, но каждая играет огромную роль для развития умственных способностей ребёнка. Основным элементом дидактической игры является обучающая задача, решая которую ребёнок совершает мыслительные операции.
    Для того чтобы игра могла научит чему-то детей, развивать их мыслительные операции, воспитатель должен привлечь и правильно организовать игру. Как можно привлечь внимание детей? Конечно же при помощи сюрпризного момента (посмотрите под волшебную салфетку, к нам в гости пришёл Буратино и т. д.)
    Так как игра является и методом обучения самостоятельной игровой деятельности, какова же роль воспитатель? (ответы) Правильно, при обучающем методе воспитатель руководит и учит детей, как надо играть, знакомит с правилами и игровыми действиями; при самостоятельных дидактических играх воспитатель участвует в качестве партнёра или атрибута, следит за взаимоотношениями детей, оценивает их поведение, отслеживает освоение ими тех или иных знаний.

    А теперь я предлагаю вам, уважаемые коллеги, поближе познакомиться с этими играми и самостоятельно справиться с заданиями.

    Сначала по разминаемся.

    Словесные игры.

    Игра «Что бывает...»
    Цель: развитие мышления.
    Ход игры: предлагается назвать предметы, отвечая на вопросы:
    Что бывает красным, синим, зелёным;
    квадратным, прямоугольным;
    холодным, горячим;
    жидким, твёрдым;
    гудящим, звенящим.

    Игра «Кто больше»
    Цель: развитие мышления, словарного запаса.
    Ход игры: предлагается назвать как можно больше слов, обозначающих то, что может: лететь, бегать, ехать, расти, прыгать, ползать... например: летит вертолёт, бабочка...

    Игры с предметами.

    Игры со счётными палочками.
    Цель: развитие логического мышления, внимания, мелкой моторики.
    Ход игры: выкладывание из счётных палочек изображений по образцу.


    Игра «Крестики-нолики»
    Цель: развитие логического мышления, внимания, памяти, способность ориентироваться на плоскости.
    Ход игры: Один игрок играет крестиками, второй ноликами. Игроки по очереди ставят на свободные клетки поля свои фишки. Первый выстроивший в ряд три свои фигурки по вертикали, горизонтали или диагонали — выигрывает.

    Игра «Кубики Никитина»
    Цель: развитие умственных способностей, закрепление цветов.
    Ход игры: Из кубиков составить узор или картинку по образцу используя кубики в любом порядке.

    Настольно-печатные игры.

    Игра «Сложи картинку»
    Цель: способствовать формированию умения правильно собирать изображение предметов из отдельных частей, воспитывать волю, усидчивость, целеустремленность.
    Ход игры: Из геометрических фигур разного размера выложить фигуру по образцу.

    Игра «Найди отличия»
    Цель: развивать умение сравнивать предметы, устанавливать их сходства и различия.
    Ход игры: Предлагается картинка одного и того же объекта, отличающегося некоторыми деталями. Предлагается найти отличия.

    Ну. что же с предложенным заданиями вы справились. А сейчас вы сами разработаете свои варианты игр и представите коллегам.

    Изготовление «Конструктора»
    Предлагается коллегам самостоятельно, буквально за несколько минут, изготовить игру «Конструктор»

    Нам понадобится: цветная бумага основных цветов, ножницы, карандаш, трафареты геометрических фигур.

    Из цветного картона вырезаем разнообразные фигурки и придумываем варианты игры:
    «Собери красивые бусы» -вырезать круги, собрать бусы чередуя по  цвету.
    «Выложи картинку»- из цветного картона вырезать геометрические фигуры, поразмышлять, что из них можно сложить. Что бывает круглым, треугольным, квадратным, прямоугольным.
    «Сложи квадрат»- вырезать несколько одинаковых по размеру, но разных по цвету квадратов, затем разрезать его на части- на прямоугольники, треугольники, квадраты и т. д.
    «Три квадрата» (круга, треугольника)- соотношение по величине.

    А сейчас я предлагаю оценить вашу работу.

    Перед вами «Букет настроения»
    Если информация, полученная вами на мастер-классе вам понравилась и вы узнали. Что-то новое , то нарисуйте в вазе красный цветок.

    Если информация оказалась  неинтересной и бесполезной, то нарисуйте в вазе голубой цветок.

    Большое спасибо всем за участие!!!

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie