МБОУ "Жилинская СОШ"
с.Жилино Первомайского района Алтайского края
  • Конспект викторины в разновозрастной группе на тему «Путешествие по сказкам»

    Цель: приобщение детей к художественной литературе через сказки и эксперименты.
    Задачи:
    - учить детей отвечать на вопросы воспитателя по содержанию сказки;
    -продолжать совершенствовать диалогическую речь, привлекая детей к участию в беседе;
    -развивать познавательную активность детей в процессе выполнения опытов.
    -развивать у детей умения пользоваться приборами - помощниками при проведении экспериментов.
    -развивать у детей умственные и мыслительные способности: анализ, сравнение, выводы.
    -расширить представление детей о свойствах льда и снега.

    Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие  (познавательно – исследовательская деятельность), физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.

    Для реализации каждой задачи мною были подобраны следующие методы и приёмы, помогающие решить программные задачи:
    словесный (вопросы к детям, повторение и уточнение, напоминание, поощрение);
    наглядный (картинки с изображением сказки, оборудование для познавательно-исследовательской деятельности)
    практический (экспериментальная деятельность);
    игровой (физминутка «Зима")
    метод контроля (анализ выполненных заданий, самооценка детьми результатов деятельности)
    метод поощрения (подарки «снежинки» из бумаги)

    Материал и оборудование: интерактивная доска, ноутбук, проектор, аудиосказка «Снегурочка»  с  иллюстрациями к сказке; на каждого ребёнка: поднос со снегом и льдом, цветная бумага, 2 стакана; окрашенная вода, свеча, ложка.

    Ход занятия:
    1. Организационный этап.
    Воспитатель: Ребята, я очень рада вас видеть. К нам на занятие пришли гости. Давайте с ними поздороваемся. (Дети здороваются)
    Присаживайтесь на стулья.
    2. Основной этап.
    Воспитатель: Скажите, вы любите сказки. Какие сказки вы знаете? (ответы детей) Сегодня я хочу вас познакомить еще с одной сказкой, а с какой вы узнаете отгадав загадку.
    Я – внучка Мороза и Вьюги, Являюсь сюда каждый год!
    Со мною снежинки-подруги Весёлый ведут хоровод. (Снегурочка)
    - Сегодня мы послушаем русскую  народную  сказку «Снегурочка»
    А как вы думаете, ребята, кто придумывает народные  сказки?
    -А придумывали сказки люди, народ, и рассказывали их друг другу; так  и дошли до нас сказки. Поэтому сказки и называются – народные.
    Слушайте внимательно. - «В мире много сказок – грустных и смешных.
    И прожить на свете нам нельзя без них.
    Сказка от начала начинается, до конца читается, в середке не перебивается».
    Сядем все удобно и послушаем.

    Аудиослушание сказки «Снегурочка» с показом слайдов иллюстраций к сказке «Снегурочка».

    Воспитатель: Что же произошло со Снегурочкой? (ответы детей)
    Давайте посмотрим как это происходит.
    - А чтобы узнать, что случилось с снегурочкой. Мы с вами  проведем интересные опыты, определим свойства снега и льда,  но сначала давайте отдохнем.
    Физкультминутка.
    «Зима»
    Мы зимой в снежки играем. (имитация лепки снежков)
    По сугробам мы шагаем. (шагаем, высоко поднимая колени)
    И на лыжах мы бежим. (дети имитируют ходьбу на лыжах с  палками  )
    На коньках по льду скользим. (плавные пружинистые движения руки согнуты в локтях)
    И снегурку лепим мы. (соответствующие движения)
    Гостью-зиму любим мы. (развести руки в поклоне и поставить на пояс)

    Воспитатель: А сейчас я прошу вас пройти к столу для проведения опытов. Как называются люди, которые проводят опыты и эксперименты? (ученые).   А где они проводят свои опыты? (в лабораториях) Для проведения этих опытов, нужно вспомнить правила поведения. Вы их помните? (ответы детей).
    Нельзя трогать приборы без разрешения; быть аккуратными; не спешить; внимательно слушать; не толкаться и соблюдать тишину.
    Дети повторяют правила.
    1. Опыт «Какой снег, какой лед?»
    Оборудование: тарелки со снегом и льдом, салфетки.
    - У вас на столах в тарелках лежат кусочки льда и комочки снега.
    Сначала посмотрите на свои ладошки, какие они, сухие? Возьмите лед в руки и скажите, какой он.
    Лед: Холодный, твердый, тяжелый, бесцветный, гладкий, скользкий.
    Теперь возьмите в руки снег и скажите. Какой он?
    Снег: холодный, мокрый, шершавый, рыхлый, мягкий.
    А теперь давайте проверим, есть ли запах у льда и снега. Возьмите тарелку со снегом и со льдам понюхайте. Снег и лёд не имеют запаха.
    Вывод:
    Лед – не имеет запаха, холодный, мокрый, гладкий, скользкий, твердый.
    Снег- не имеет запаха, холодный, мокрый, шершавый, мягкий, можно лепить.

    2. Опыт «Прозрачность»
    Оборудование: цветная бумага
    Положите на цветную бумагу комочек снега и льда. Давайте сравним, где видно цветную бумагу , а где - нет. Через снег цветную бумагу не видно, а через лед видно.
    Вывод: лед прозрачный, а снег нет.

    3. Опыт «Что окрасится быстрее»
    Оборудование: 2 стакана, вода цветная, снег, лёд.
    Две емкости: в одной снег, в другой лед. Налить цветной воды в емкость со снегом и в емкость со льдом. Снег окрасился быстрее, так как он рыхлый и окрашенная жидкость проникла быстрее, чем через плотный лёд.
    Вывод: снег рыхлый, а лед твердый.

    4. Опыт «Следы»
    Оборудование: тарелка со снегом и льдом, формочки для отпечаток.
    Положить слой снега и лед, отпечатать формочкой след на снегу и на льду. На снегу следы остались, на льду нет.
    Вывод: снег рыхлый мягкий, а лед твердый.

    5. Опыт «Нагревание снега»
    Оборудование: свеча, ложка, снег.
    Зажечь свечу, и подержать ложку со снегом над свечой.
    Снег очень быстро растаял, превратился в воду.
    Над свечой держать ложку с растаявшим снегом, вода испарилась, превратилась в пар.
    Вывод: при нагревании снег тает, превращается в воду, а вода при нагревании превращается в пар.
    Воспитатель: Присаживайтесь на стулья.
    Так что же случилось со Снегурочкой? (Она прыгнула через костер и растаяла )
    Почему она растаяла?(потому что она была из снега)
    Верно. Вспомните: из чего дедушка с бабушкой слепили снегурочку? (из снега)
    А снег – это что? Дети: Снег -это много-много снежинок. Снег весной тает под лучами теплого солнца. Поэтому снегурочка и растаяла, когда прыгала через костер.
    Как она превратилась в облачко? (испарилась)
    Мы с вами проводили опыт: нагрели снег в ложке над пламенем свечи, вода испарилась и превратилась в пар. Так и произошло со Снегурочкой.
    Как вы думаете, сказка волшебная или нет?
     Где в этой сказке волшебство?
    3. Заключительный этап.
    С какой сказкой мы с вами познакомились? (Снегурочка)
    Ребята, что мы делали сегодня на занятии? (экспериментировали со снегом и льдом)
    Сегодня ребята, мы узнали, что снег превращается в воду,  а вода умеет превращаться в лед.
    Какие свойства снега и льда вы запомнили:
    Снег – белый, непрозрачный, рыхлый, сыпучий, под действием тепла превращается в воду.
    Лед – это замерзшая вода, прозрачный, твёрдый, скользкий, под действием тепла превращается в воду.
    Молодцы, ребята!
    Что понравилось, что запомнилось, что было интересно?
    Воспитатель: Ребята, я хочу подарить вам на память снежинки, которые никогда не растают и будут напоминать о нашей встрече! (дарятся медальоны-снежинки детям)

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie