Цель: приобщение детей к художественной литературе через сказки и эксперименты.
Задачи:
- учить детей отвечать на вопросы воспитателя по содержанию сказки;
-продолжать совершенствовать диалогическую речь, привлекая детей к участию в беседе;
-развивать познавательную активность детей в процессе выполнения опытов.
-развивать у детей умения пользоваться приборами - помощниками при проведении экспериментов.
-развивать у детей умственные и мыслительные способности: анализ, сравнение, выводы.
-расширить представление детей о свойствах льда и снега.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие (познавательно – исследовательская деятельность), физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Для реализации каждой задачи мною были подобраны следующие методы и приёмы, помогающие решить программные задачи:
словесный (вопросы к детям, повторение и уточнение, напоминание, поощрение);
наглядный (картинки с изображением сказки, оборудование для познавательно-исследовательской деятельности)
практический (экспериментальная деятельность);
игровой (физминутка «Зима")
метод контроля (анализ выполненных заданий, самооценка детьми результатов деятельности)
метод поощрения (подарки «снежинки» из бумаги)
Материал и оборудование: интерактивная доска, ноутбук, проектор, аудиосказка «Снегурочка» с иллюстрациями к сказке; на каждого ребёнка: поднос со снегом и льдом, цветная бумага, 2 стакана; окрашенная вода, свеча, ложка.
Ход занятия:
1. Организационный этап.
Воспитатель: Ребята, я очень рада вас видеть. К нам на занятие пришли гости. Давайте с ними поздороваемся. (Дети здороваются)
Присаживайтесь на стулья.
2. Основной этап.
Воспитатель: Скажите, вы любите сказки. Какие сказки вы знаете? (ответы детей) Сегодня я хочу вас познакомить еще с одной сказкой, а с какой вы узнаете отгадав загадку.
Я – внучка Мороза и Вьюги, Являюсь сюда каждый год!
Со мною снежинки-подруги Весёлый ведут хоровод. (Снегурочка)
- Сегодня мы послушаем русскую народную сказку «Снегурочка»
А как вы думаете, ребята, кто придумывает народные сказки?
-А придумывали сказки люди, народ, и рассказывали их друг другу; так и дошли до нас сказки. Поэтому сказки и называются – народные.
Слушайте внимательно. - «В мире много сказок – грустных и смешных.
И прожить на свете нам нельзя без них.
Сказка от начала начинается, до конца читается, в середке не перебивается».
Сядем все удобно и послушаем.
Аудиослушание сказки «Снегурочка» с показом слайдов иллюстраций к сказке «Снегурочка».
Воспитатель: Что же произошло со Снегурочкой? (ответы детей)
Давайте посмотрим как это происходит.
- А чтобы узнать, что случилось с снегурочкой. Мы с вами проведем интересные опыты, определим свойства снега и льда, но сначала давайте отдохнем.
Физкультминутка.
«Зима»
Мы зимой в снежки играем. (имитация лепки снежков)
По сугробам мы шагаем. (шагаем, высоко поднимая колени)
И на лыжах мы бежим. (дети имитируют ходьбу на лыжах с палками )
На коньках по льду скользим. (плавные пружинистые движения руки согнуты в локтях)
И снегурку лепим мы. (соответствующие движения)
Гостью-зиму любим мы. (развести руки в поклоне и поставить на пояс)
Воспитатель: А сейчас я прошу вас пройти к столу для проведения опытов. Как называются люди, которые проводят опыты и эксперименты? (ученые). А где они проводят свои опыты? (в лабораториях) Для проведения этих опытов, нужно вспомнить правила поведения. Вы их помните? (ответы детей).
Нельзя трогать приборы без разрешения; быть аккуратными; не спешить; внимательно слушать; не толкаться и соблюдать тишину.
Дети повторяют правила.
1. Опыт «Какой снег, какой лед?»
Оборудование: тарелки со снегом и льдом, салфетки.
- У вас на столах в тарелках лежат кусочки льда и комочки снега.
Сначала посмотрите на свои ладошки, какие они, сухие? Возьмите лед в руки и скажите, какой он.
Лед: Холодный, твердый, тяжелый, бесцветный, гладкий, скользкий.
Теперь возьмите в руки снег и скажите. Какой он?
Снег: холодный, мокрый, шершавый, рыхлый, мягкий.
А теперь давайте проверим, есть ли запах у льда и снега. Возьмите тарелку со снегом и со льдам понюхайте. Снег и лёд не имеют запаха.
Вывод:
Лед – не имеет запаха, холодный, мокрый, гладкий, скользкий, твердый.
Снег- не имеет запаха, холодный, мокрый, шершавый, мягкий, можно лепить.
2. Опыт «Прозрачность»
Оборудование: цветная бумага
Положите на цветную бумагу комочек снега и льда. Давайте сравним, где видно цветную бумагу , а где - нет. Через снег цветную бумагу не видно, а через лед видно.
Вывод: лед прозрачный, а снег нет.
3. Опыт «Что окрасится быстрее»
Оборудование: 2 стакана, вода цветная, снег, лёд.
Две емкости: в одной снег, в другой лед. Налить цветной воды в емкость со снегом и в емкость со льдом. Снег окрасился быстрее, так как он рыхлый и окрашенная жидкость проникла быстрее, чем через плотный лёд.
Вывод: снег рыхлый, а лед твердый.
4. Опыт «Следы»
Оборудование: тарелка со снегом и льдом, формочки для отпечаток.
Положить слой снега и лед, отпечатать формочкой след на снегу и на льду. На снегу следы остались, на льду нет.
Вывод: снег рыхлый мягкий, а лед твердый.
5. Опыт «Нагревание снега»
Оборудование: свеча, ложка, снег.
Зажечь свечу, и подержать ложку со снегом над свечой.
Снег очень быстро растаял, превратился в воду.
Над свечой держать ложку с растаявшим снегом, вода испарилась, превратилась в пар.
Вывод: при нагревании снег тает, превращается в воду, а вода при нагревании превращается в пар.
Воспитатель: Присаживайтесь на стулья.
Так что же случилось со Снегурочкой? (Она прыгнула через костер и растаяла )
Почему она растаяла?(потому что она была из снега)
Верно. Вспомните: из чего дедушка с бабушкой слепили снегурочку? (из снега)
А снег – это что? Дети: Снег -это много-много снежинок. Снег весной тает под лучами теплого солнца. Поэтому снегурочка и растаяла, когда прыгала через костер.
Как она превратилась в облачко? (испарилась)
Мы с вами проводили опыт: нагрели снег в ложке над пламенем свечи, вода испарилась и превратилась в пар. Так и произошло со Снегурочкой.
Как вы думаете, сказка волшебная или нет?
Где в этой сказке волшебство?
3. Заключительный этап.
С какой сказкой мы с вами познакомились? (Снегурочка)
Ребята, что мы делали сегодня на занятии? (экспериментировали со снегом и льдом)
Сегодня ребята, мы узнали, что снег превращается в воду, а вода умеет превращаться в лед.
Какие свойства снега и льда вы запомнили:
Снег – белый, непрозрачный, рыхлый, сыпучий, под действием тепла превращается в воду.
Лед – это замерзшая вода, прозрачный, твёрдый, скользкий, под действием тепла превращается в воду.
Молодцы, ребята!
Что понравилось, что запомнилось, что было интересно?
Воспитатель: Ребята, я хочу подарить вам на память снежинки, которые никогда не растают и будут напоминать о нашей встрече! (дарятся медальоны-снежинки детям)