Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие».
Цель: обобщить и систематизировать знания детей о зиме.
Задачи:
Развивающие:
-развивать внимание, мышление, мелкую моторику
- развивать художественный вкус, фантазию
-развивать умение анализировать, сравнивать, делать вывод
Обучающие:
-повторить и закрепить знания детей о временах года, о зимних месяцах, о признаках зимы
-учить отвечать детей на поставленные вопросы полным ответом
-упражнять в подборе прилагательных к существительным
-расширить знания детей о безопасном поведении в зимнее время года
-закрепить умение выполнять по образцу.
Воспитательные:
-воспитывать любовь к красоте зимней природы
-вызвать чувство сострадания к птицам зимой
Оборудование: снежок, картинки-схемы для рассказывания о зиме, синий картон листа, подставки для кистей, баночки с водой, салфетки.
Предварительная работа: Наблюдения на прогулке за явлениями природы (ветер, метель, снегопад); эксперимент на определение свойств снега; чтение стихов, слушание детских песен, беседы о зиме; рассматривание картин; рисование зимних пейзажей
Словарная работа: метель, снежинка, лёд, берлога, спячка.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам сегодня пришли гости, давайте с ними поздороваемся. Давайте за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся. Подарим хорошее настроение улыбкой.
Сейчас я вам загадаю загадку. Слушайте внимательно!
Укрыла землю пуховым одеялом, сковала реки крепким льдом,
Узоры на окне нарисовала искристым белым серебром.
-О каком времени года эта загадка?
Дети: О зиме (слайд 2-3)
Воспитатель: Какие времена года вы знаете?
Дети: Осень, лето, весна.
Воспитатель: Сколько всего времен года?
Дети: Четыре ( слайд 4 )
Воспитатель: Какие зимние месяцы вы знаете? (слайд 5)
Дети: Декабрь, январь, февраль. ( слайд 6-7-8)
Воспитатель: Давайте вспомним, чем отличается зима от других времён года? А помогут вам в этом картинки.(слайд 9)
Дети:
-солнце светит, но не греет
-зимой бывают метели, вьюга, снегопад
-реки покрываются льдом
- перелётные птицы улетели на юг, остались только зимующие, которых надо подкармливать
-зимой холодно, все люди одеваются тепло
-некоторые животные впадают в спячку (барсук, медведь, ёж)
-зимой природа отдыхает, укрытая снегом
- наступает праздник новый год
Воспитатель: У меня есть волшебный снежок. Он хочет поиграть с вами.
Я буду бросать вам его, и задавать вопрос, а вы должны ответить на вопросы: «Какой, какая, какое?» А почему он волшебный вы мне скажите после игры?
(играют стоя в кругу)
Если зимой часто идет снег, то зима (какая) – снежная
Если зимой дует ветер, то зима (какая)- ветреная.
Если ночью холодно, то ночь (какая) – холодная.
Если утром мороз, то утро (какое) – морозное.
Если днем светит солнце, то день (какой) – солнечный.
Если выпал снег, то он (какой)- холодный, пушистый.
Воспитатель: Молодцы! Вы правильно и точно подобрали слова. Почему мой снежок волшебный?
Дети: Он не таит, он тёплый.
Воспитатель: Зима замечательное время года. Есть много зимних развлечений. Скажите, какие?
Дети: Катание с горки, на лыжах, коньках, на санках, игра в снежки. (слайд 10)
Воспитатель: Давайте с вами разомнёмся.
Физкультминутка «Мы решили закаляться» (слайд 11)
Воспитатель: Но необходимо помнить, что надо быть очень осторожным играя на улице зимой. Почему как вы думаете?
Дети: Можно переохладиться, обморозиться, снежком попасть в глаз, пораниться на катке. ( слайд 12-13)
Воспитатель: Молодцы! А какие зимние явления в природе вы знаете?
Ответы детей (слайд 14)
Воспитатель: Послушайте стихотворение (слайд 15)
Зима недаром злится, прошла её пора —
Весна в окно стучится и гонит со двора.
И всё засуетилось, всё нудит Зиму вон —
И жаворонки в небе уж подняли трезвон.
(Тютчев Ф. И.)
Воспитатель: Как вы думаете, о каком времени года стихотворение?
Дети: О весне
Воспитатель: Что происходит с приходом весны?
Дети: Все тает.
Воспитатель: Мне грустно, что с приходом весны вся красота зимняя растает. И поэтому я предлагаю на память о зиме нарисовать пейзаж.
(дети садятся за столы)
Воспитатель: Посмотрите, какой зимний лес нарисовала я. Что на нем изображено? Как нарисовано дерево? Где лежит снег? И т.д. Сейчас вы самостоятельно нарисуете зимний лес. Можете приступать к работе.
(показ образца слайд 16-17)
Перед работой вспоминают, технику безопасности при работе с красками.
Самостоятельная деятельность детей.
(в ходе работы воспитатель следит за осанкой детей)
Итог занятия.
- О каком времени года мы беседовали?
-Чем отличается зимняя погода от погоды в другое время года?
-Что вы изобразили на своих рисунках?